Воспитатель
Лебедева Людмила Александровна
Пояснительная записка
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью “Художественно - эстетическое развитие”, составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Работа по программе “Фантазируй и твори” направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, а использование нетрадиционных техник рисования дают возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Актуальность программы “Фантазируй и твори”.
Для того чтобы формировать и развивать у детей интерес к изодеятельности необходимо внедрять в творческий процесс нетрадиционные техники рисования, которые дают возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. По рисункам детей можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность, какие эмоции испытывает ребенок. Ведь эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
В процессе работы дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности, кроме того дети получают огромную радость и испытывают чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Развивая творческие способности детей должны соблюдаться следующие правила:
- Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
- У ребенка не должно быть недостатка в материале для творческой деятельности;
- Содержание работы не должно подвергаться критике;
- Работы, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их.
Цель программы - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
- Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
- Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
5.Способствовать развитию познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Принципы работы по программе:
- Принцип развивающего взаимодействияпедагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
- Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
- Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерствапредполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
- Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип природосообразности,то есть адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;
- Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;
- Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства;
- Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
Критериями результативности программы, и в итоге развития творческих способностей у старших дошкольников, являются: дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования, научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования, повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение, дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими рисунки, что несомненно повысит их самооценку.
Диагностические методики:
Для определения уровня развития творческих способностей детей использовались методики, предложенные Г.А.Урунтаевой “Диагностика изобразительной деятельности” и Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной диагностика творческих способностей “Свободный рисунок”.
- Тематический план реализации программы:
1-й год обучения
Срок реализации |
Тема блока |
Тема рисунка в нетрадиционной технике исполнения |
Количество занятий |
сентябрь-ноябрь |
I блок “Пластилинография” |
“Собираем урожай. Фрукты, овощи” |
3 |
“Маленькие модники. Одежда” |
3 |
||
“Транспорт нашего города” |
2 |
||
“Осенний листопад” |
3 |
||
декабрь- январь |
II блок “Рисование цветным песком” |
“Новогодние фантазии. Украшение для новогодней елки” |
2 |
“Моя Родина” |
2 |
||
“Моя любимая игрушка” |
2 |
||
“Эти забавные животные” |
2 |
||
февраль-март |
III блок “Рисование коктейльными трубочками” |
“Времена года. Пейзажи” |
2 |
“Там на неведомых дорожках. Сказки” |
2 |
||
“Мамочке любимой цветочек подарю” |
2 |
||
“Весенние мотивы” |
2 |
||
апрель-май |
4 блок “Шерстяная акварель” |
“Космос” |
2 |
“Как у нас в садочке выросли цветочки” |
2 |
||
“Бабочки красавицы. Насекомые” |
2 |
||
“Резвятся рыбки в ручейке” |
3 |
- Содержание программы
I блок – “Пластилинография”
Цель: развивать детское воображение, художественное и пространственное мышление, будить фантазию, побуждать дошкольников к самостоятельности при выполнении рисунка.
Задачи:
- Формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке.
- Осваивать новые приемы при работе с пластилином (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Развивать психические процессы ребенка (воображение, восприятие, внимание, зрительную память, мышление).
- Развивать эмоции и фантазию.
II блок – “Рисование цветным песком ”
Цель: развивать познавательный интерес, художественные и творческие способностей детей в процессе работы с цветным песком.
Задачи:
- Расширять общий кругозор детей представлениями об использовании песка.
- Учить детей нетрадиционным способам рисования с использованием цветного песка.
- Развивать наглядно – образное и словесно – логическое мышление посредством использования цветного песка в изодеятельности.
- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и слуховое внимание.
- Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.
III блок – “Рисование коктейльными трубочками”
Цель: познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования – рисование коктейльными трубочками, развивать познавательный интерес у дошкольников, развивать творческие способности у детей.
Задачи:
- Развивать воображение.
- Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные материалы,
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования ( выкладывание коктейльных трубочек для составления общего образа рисунка).
IV блок – “Шерстяная акварель ”
Цель: развивать познавательный интерес, художественные и творческие способностей детей в процессе работы с шерстью.
Задачи:
- Познакомить детей с техникой “Шерстяная акварель”.
- Развивать психические процессы ребенка (воображение, восприятие, внимание, зрительную память, мышление).
- Развивать мелкую моторику, фантазийное мышление, аккуратность, усидчивость.
- Развивать тактильную чувствительность (например, при непосредственном контакте пальцев рук с шерстью дети познают ее свойства: мягкость, податливость, приятность на ощупь).
- Формировать эстетический вкус.
Тематический план реализации программы
2-й год обучения
Сентябрь.
1-я неделя.
Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материалы: набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.
2-я неделя.
Обследование детей. Рисование по замыслу.
Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.
Материалы и оборудование: бумага, краски или карандаши по выбору ребёнка.
3-я неделя.
“Краски тётушки Радуги”. Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов. Рисование по сырому слою бумаги.
Цель: учить детей основным и дополнительным цветам, показать приёмы получения дополнительных цветов путём смешивания основных. Показать приёмы рисования по сырому слою бумаги. Активизировать воображение детей при помощи сказки. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.
4-я неделя.
“Сад короля Палитры”. Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов.
Цель: учить детей самостоятельно экспериментировать с красками для получения дополнительных цветов. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.
Октябрь.
1-я неделя.
“Кисть рябинки, гроздь калинки…”. Модульное рисование (ватными палочками или пальцами).
Цель: учить детей создавать красивую осеннюю композицию с передачей настроения, свободно сочетать художественные материалы, инструменты и техники. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, палитра, ватные палочки, салфетки.
2-я неделя.
“Закружила осень золотая…”. Набрызг, смешивание красок для получения их оттенков.
Цель: познакомить детей с тёплыми цветами, способами получения их оттенков. Учит применять технику набрызга. Активизировать воображение детей с помощью прослушивания аудиозаписи. Развивать мелкую мускулатуру рук, расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, палитра, бумага, жёсткая кисть, мягкая кисть, картон.
3-я неделя.
“Жизнь осеннего леса”. Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников.
Цель: учить детей придумывать и отражать в рисунке образы на основе отпечатков листьев. Активизировать воображение детей с помощью сочинения сказки. Развивать связную речь, моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование: листья, гуашь, кисть, бумага.
4-я неделя.
“ Идёт дождь”. Рисование с помощью расчёски с использованием техники “ по сырому”.
Цель: учить детей передавать грусть поздней осени посредством цвета, продолжать учить рисовать в технике “по сырому”, использовать расчёску для изображения дождя. Активизировать воображение детей с помощью звуков природы. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: акварель, бумага для акварели, кисть, расчёска.
Ноябрь.
1-я неделя.
“Чудесные превращения кляксы”. Кляксография.
Цель: учить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, “оживлять” необычные формы. Развивать фантазию путём придумывания различных историй. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: тушь, бумага, трубочка для коктейлей, акварель, кисти.
2-я неделя.
“ По морям, по волнам”. Рисование с помощью зубной щётки.
Цель: учить создавать образ с помощью нетрадиционного материала – зубной щётки.
Материалы и оборудование: зубная щётка, гуашь, бумага.
3-я неделя.
“Сказочная рыбка”. Рисование пластилином.
Цель: учить рисовать с помощью пластилина. Побуждать ребёнка придумывать “свою” сказочную рыбку, украшать её декоративными элементами. Активизировать воображение детей с помощью сказки. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: картон, пластилин, фломастер.
4-я неделя.
“Морское царство”. Рисование по мятой бумаге.
Цель: учить детей создавать образ моря по замыслу. Путём прослушивания шума моря, голосов дельфинов и чаек в аудиозаписи активизировать воображение детей. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: бумага, акварель, кисти, палитра.
Декабрь.
1-я неделя.
“Царство Снежной королевы”. Рисование с помощью пищевой плёнки, смешивание красок холодных цветов с белилами для получения соответствующих оттенков.
Цель: познакомить детей с холодными цветами, учить смешивать для получения оттенков различной светлоты. Познакомить детей с техникой рисования с помощью пищевой плёнки. Активизировать воображение детей с помощью использования сказочных образов. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, бумага, пищевая плёнка, кисть, губка, вода.
2-я неделя.
“Морозные узоры”. Рисование способом кляксографии с ниточкой.
Цель: учить детей с помощью нитки создавать различные фантазийные узоры. Активизировать воображение детей с помощью сказки.
Материалы и оборудование: шерстяная нить, белая гуашь, цветной фон холодных оттенков.
3-я неделя.
“Пригласительный билет на новогодний праздник”. Рисование с помощью восковых мелков и акварели, использование художественного геля с блёстками.
Цель: учить детей рисовать по замыслу, самостоятельно выбирать сюжет для пригласительного билета, учить использовать восковые мелки, создавать ощущение праздника. Развивать моторику рук.
Материалы и оборудование: бумага, восковые мелки, акварель, гель с блёстками для художественного творчества.
4-я неделя.
“Украшения для новогодней ёлки”. Рисование на фольге.
Цель: учить рисовать на фольге, создавая рельефное украшение для ёлки. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: силуэты игрушек из фольги, простой карандаш, ножницы.
Январь.
1-я неделя.
“Морозное утро”. Рисование свечой.
Цель: учить рисовать свечой, создавая образ покрытых инеем деревьев и кустарников. Создавать соответствующее настроение через прослушивание музыки (А. Вивальди “Зима”). Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: свеча, акварель, бумага, кисть.
2-я неделя.
“Картинки-загадки”. Рисование свечой.
Цель: развивать воображение путём рисования по замыслу, активизировать воображение, создавая игровую ситуацию. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Материалы и оборудование: свеча, акварель, бумага, кисть.
3-я неделя.
“Страна цветных снов”. Кляксография с ниточкой.
Цель: продолжать учить создавать изображения с помощью нитки, на основе абстрактного рисунка придумывать различные образы. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: шерстяные нитки, гуашь разных цветов, тонированная бумага по выбору ребёнка.
4-я неделя.
“Усатые и полосатые друзья”. Отпечаток поролоновой губки.
Цель: учить детей использовать фактуру поролоновой губки для изображения шерсти животных. Создавать сказочную ситуацию для развития воображения. Развивать моторику рук, совершенствовать звукопроизношение через подражание голосам животных.
Материалы и оборудование: поролоновая губка, вода, кисть, гуашь, палитра, бумага.
Февраль.
1-я неделя.
“Февральская вьюга”. Рисование с помощью соли.
Цель: учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения зимнего пейзажа. Активизировать воображение детей с помощью музыки и звуков природы. Развивать звукопроизношение через звукоподражание.
Материалы и оборудование: акварель, бумага, крупная соль, кисть, поролоновая губка, вода.
2-я неделя.
“Восход солнца зимой”. Рисование цветным мелом по влажной бумаге.
Цель: учить создавать изображение с помощью мела на влажной бумаге, познакомить с приёмом тушёвки. Учить передавать красоту родной природы. Учить фантазировать, дорисовывая образ. Расширять словарный запас детей.
Материалы и оборудование: бумага, вода, поролоновая губка, цветные мелки, кисть, акварель.
3-я неделя.
“Галстук для папы”. Различные техники на выбор ребёнка.
Цель: учить осознанно и целенаправленно отбирать использовать различные техники и материалы. Активизировать воображение детей путём создания игровой ситуации.
Материалы и оборудование: акварель, поролоновая губка, вода, свеча, восковые мелки, зубная щётка, кисти, палитра, бумага разных оттенков.
4-я неделя.
“Сказочная птица”. Рисование с помощью отпечатка ладони.
Цель: учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать птицу, используя разные элементы украшения. Развивать связную речь, придумывая сказку или рассказ.
Материалы и оборудование: гуашь, кисть, тонированная бумага, влажные салфетки для рук.
Март.
1-я неделя.
“Ночной город”. Граттаж.
Цель: учить рисовать в технике граттажа, создавая яркий образ ночного города, самостоятельно придумывать содержание рисунка. Развивать связную речь, придумывая историю на основе рисунка.
Материалы и оборудование: заранее подготовленная основа для рисунка (картон, покрытый воском и чёрной тушью), палочка для процарапывания.
2-я неделя.
“Волшебные цветы для мамы”. Рисование с помощью пищевых красителей.
Цель: учить создавать выразительный образ при помощи акварели и пищевых красителей. Придумывать и дорисовывать сказочные цветы на основе цветных пятен. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: акварель, пищевые красители, кисть, губка, вода.
3-я неделя.
“Деревья отражаются в воде”. Зеркальная монотипия.
Цель: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений, учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Расширять словарный запас.
Материалы и оборудование: бумага, акварель, губка, вода, бумага.
4-я неделя.
“Какого цвета весна?”. Монотипия.
Цель: с помощью техники рисования “монотипия” обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Активизировать в речи детей чёткое произношение звука “р”.
Апрель.
1-я неделя.
“Путешествие на другую планету”. Рисование с помощью пищевой плёнки.
Цель: продолжать учить приёмам рисования с помощью пищевой плёнки, продолжать учить видеть в цветовых пятнах различные образы. Активизировать воображение детей с помощью музыки, сказки. Развивать связную речь детей.
Материалы и оборудование: акварель, пищевая плёнка, кисть, вода, губка.
2-я неделя.
“Космос и инопланетяне”. Рисование с помощью мыльных пузырей.
Цель: учить нетрадиционной технике рисования – рисованию мыльными пузырями. Продолжать побуждать детей создавать оригинальные образы из абстрактного рисунка на бумаге. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: мыльные пузыри, коктейльная трубочка, бумага, акварель, кисть.
3-я неделя.
“Весеннее небо”. Рисование в технике “по сырому” (цветовая растяжка, лессировка), рисование отпечатком руки.
Цель: дать детям представление о рисовании способом цветовой растяжки “по сырому”, отпечатком руки изображать деревья. Самостоятельно завершать полученный образ.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, вода, губка, бумага.
4-я неделя.
Коллективная работа “Бабочки”. Зеркальная монотипия.
Цель: закреплять умение рисовать способом монотипии, учить работать коллективно, создавая общее панно из бабочек.
Материалы и оборудование: силуэты бабочек, акварель, губка, вода, кисть.
Май.
1-я неделя.
“Цветущие фруктовые деревья”. Рисование бумажными салфетками.
Цель: учить изображать цветущие деревья с помощью бумажных салфеток, дорабатывать образ кистью. Расширять словарный запас.
Материалы и оборудование: акварель, бумажные салфетки, кисть, вода, губка.
2-я неделя.
“Цветущий куст сирени”. Рисование манной крупой.
Цель: учить изображать гроздья сирени с помощью манной крупы. Активизировать фантазию с помощью прослушивания аудиозаписи музыкального произведения П.И. Чайковского “Фея сирени”. Развивать синестезию путём вдыхания запаха сирени.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, манная крупа, вода, губка, бумага.
3-я неделя.
Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
4-я неделя.
Обследование детей. Рисование по замыслу.
Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.
Этапы организации деятельности:
При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:
- 1 этап – возникновение замысла;
- 2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;
- 3 этап – анализ результатов.
Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами.
Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.
- Методическое обеспечение программы
Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей:
- Организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
- Поэтапность организации и проведения творческих работ.
- Учет индивидуальных возможностей ребенка.
- Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей, если не к самостоятельной постановке, то принятию задачи, поставленной взрослыми. (Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность).
- Формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития.
- Обеспечение наличия разнообразных материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Основными формами организации образовательного процесса являются занятия. Занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. В процессе занятий педагог может осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников.
Но следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, попросить помощи.
Список использованных источников литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
- Давыдова Г.Н. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду” - М.,2007 г.
- Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста”, Москва 2005.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
6.Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Копцева Т.А. “Природа и художник” М., 2006.
- Курочкина Н.А. Библиотека программы “Детство”. С-П., 2007г.
- Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду”. М., 2007.
- Морозова Г.В. “Ознакомление с окружающим миром” Москва 2010
- Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки” Академия развития 2006
- Цквитария Т.А. “Нетрадиционные техники рисования” - ООО “ТЦ Сфера”, 2011 г.