Притыченко Наталья Владимировна, воспитатель. МАДОУ №82 г. Томск
Одним из наиболее актуальных направлений в развитии познавательной активности личности является конструирование, развитие самостоятельности, воспитание инициативности, творческих и умственных способностей ребенка. В конструировании развиваются многие психические процессы, более всего – творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами:
формирует умения следовать устным инструкциям взрослого;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- развивает внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
- развивает художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, аккуратность при работе;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда.
Кроме этого, конструирование из бумаги по типу оригами заключает в себе большие возможности для формирования самостоятельности дошкольников:
а) оригами входит в область детских интересов и привлекает их неисчерпаемыми комбинаторными возможностями, а также направленностью на получение определенного материального продукта - готовой игрушки из бумаги;
б) содержание этого вида труда требует освоения детьми комплекса разнообразных интеллектуальных и практических умений;
в) конструирование из бумаги включает все компоненты деятельности.
В педагогической деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста я столкнулась с тем, что недостаточно сформированы умения: поставить цель деятельности, находить способ решения; сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; решать задачи деятельности без помощи со стороны взрослого;
проявлять настойчивость при выполнении работ; осуществлять самоконтроль и оценку результата; проявлять инициативу и творчество.
Достоинствами оригами являются:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
- процесс изготовления фигурок захватывающе интересный для детей;
- безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
- отсутствие больших материальных затрат;
- коллективное творчество детей.
Для достижения цели: создание условий для развития творческой активности и самостоятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка, через овладение техникой оригами - были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения детей: складывать фигурки из бумаги в технике оригами, используя базовые формы; слушать воспитателя, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; ставить цель деятельности и самостоятельно находить способ ее решения; умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата.
- развивать любознательность, воображение, творческую активность, внимание, мелкую моторику рук.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое до конца.
В процессе обучения конструированию из бумаги необходимо обеспечивать последовательность. Эту последовательность выделила в этапы:
- знакомство со свойствами материалов;
- обучение приемам приготовления;
-изготовление поделок.
Для успешного решения задач были использованы методы и приемы обучения; создание ситуации занимательности; сравнение; метод моделирования и конструированию; метод повторения; игровые и воображаемые ситуации; наглядные (показ, пример, помощь); словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок); практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Для развития творческих способностей мне удалось создать в группе атмосферу увлекательной коллективной творческой деятельности. Дети с удовольствием занимались любимым делом.
Учитывая полученные результаты, а также важность развития творческой активности дошкольников, считаю продолжение работы по данному направлению одной из важнейших перспективных задач.