20-02-2025
Егорова Елена Ивановна
учитель, МБОУ ЦО № 30 г.Электроугли
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Свое сегодняшнее выступление я хотела бы посвятить, на первый взгляд, не особо новому в нашей работе – образному восприятию текста. Сложная структура мыслить словесно-художественными образами своеобразно выявляется в процессе читательского восприятия.
Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать. Большое место в развитии речи учащихся начальных классов занимают пересказы различных текстов.
Современные дети зачастую испытывают трудности при пересказе текста. Причины могут быть разные:
проблемы с развитием речи;
проблемы с пониманием прочитанного, анализом и формулированием услышанного;
нарушение памяти;
проблемы с развитием образного восприятия, мышления и т.д.
Даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.
Как же его развивать?
К примеру, детям предлагается послушать небольшой текст и представить себе то, о чем я буду читать, у них должны возникнуть образы при моем чтении:
В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
После чтения ребятам предлагается ответить на вопросы:
1. Сколько было комнат?
2. Сколько было чашек?
3. Что было в чашках?
4. Какого цвета была самая маленькая чашечка?
Если у ребенка развито образное восприятие, он с легкостью ответит на эти вопросы. Как помочь детям, которым сложно воспроизвести услышанное или прочитанное?
Если вы заметили, вопросы по тексту не совсем стандартные, которые обычно задаются к тексту:
1.О чем это произведение?
2. Кто главные герои?
3. Какова тема произведения и его главная мысль?
Оценивание прозводится в момент ответов на заданные вопросы. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ.
Для того, чтобы развивать образное восприятие и мышление, нужно проводить работу в несколько этапов:
1 этап проходит в 1 классе и 1 полугодии 2 класса. Работа начинается с простых упражнений, одно из которых называется «Фотограф».
В чем суть упражнения:
Детям в течение 1-2 секунд предлагается посмотреть на картинку, которая состоит из цветных линий, расположенных в определенном порядке . Задача детей – сфотографировать эту картинку глазами, снимок у детей хранится в голове. Затем дети воспроизводят эту картинку на парте с помощью счетных палочек, обращаясь мысленно к образу – снимку.
Какие еще упражнения можно использовать? К примеру, на уроках русского языка при работе над темой «Не с глаголами» детям предлагается записать два предложения:
1. Кошка бежит за мышкой.
2. Кошка не бежит за мышкой.
После записи дети должны описать кошку в 1 предложении и во 2.
В 1 предложении кошка примерно будет у всех одинакова….
Во 2 предложении кошку будут описывать по-разному : почему кошка не бежит за мышкой? Дети назовут разные причины : у всех она будет занята разными делами – она спит, она не замечает мышку, она вылизывает шерсть, и т.д. Таким образом, мы активизируем образное мышление у детей.
2 этап
На 2 этапе такую работу можно проводить при работе с текстом.
При первичном чтении дети читают текст по смысловым частям. После каждой части задаем вопросы :
какие картины вы представили себе во время чтения каждой части?
Таким образом, к окончанию чтения у детей возникает некий фильм, собранный из последовательных событий.
При следующем чтении детям уже предлагается нарисовать рисунок или схему к каждой смысловой части. Таким образом, у детей получается картинный план.
В чем отличие этого картинного плана от привычного нам, который мы используем в своей работе?
В том, что ребенок рисует свои образы и воспроизводит свои ассоциации в виде образов. При пересказе ему будет легче и проще воспроизвести прочитанное по памяти и по своим нарисованным образам.
Работу над ассоциациями и образами можно проводить так же на уроках окружающего мира и математики. Так как современные дети мало читают, чаще смотрят телевизор или компьютер, они видят готовые образы, тем самым они лишены возможности образно мыслить и что-то себе представлять…вследствие этого мы сталкиваемся с проблемами на уроках математики, когда дети не могут представить и понять задачу и составить план ее решения.
Младшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.
При использовании на уроках литературного чтения указанных приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}