Творческий проект "Русские народные сказки - средство воспитания и развития личности младшего школьника"

19-11-2023

Шатилова Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов МБОУ "Лицей №9 им.К.Э.Циолковского" г.Калуги

«Русские народные сказки как средство воспитания и развития личности младшего школьника»
Шатилова Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского» г. Калуги
Сказки занимают центральное место в детстве каждого ребенка. Они не только передают сложившиеся в течение многих поколений представления о ценностях, особенностях, традициях национальной культуры, но и оказывают существенное влияние на формирование картины мира детей. Сказочные герои – пример для подражания, они показывают, что такое хорошо и что такое плохо, как можно поступать в той или иной ситуации, учат добру и справедливости, формируют способность сопереживать другим. Именно поэтому во внеурочной деятельности использую свою авторскую программу «Путешествие в мир сказок народов мира». В данной статье – реализация раздела реализуемой программы: русские народные сказки.
Цель: воспитание гармоничной, духовно-богатой личности, знающей культуру своей страны и готовой к восприятию культуры народов других стран, приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской и этнической идентичности, формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи: Образовательные: развить умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить у детей навыки пересказа сказок, расширить словарный запас учащихся. Развивающие: развить память, речь, познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развить мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные: воспитать интерес к русским народным сказкам; сформировать навык сотрудничества, доброжелательности при работе в команде.
Использование современных технологий: Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»; приемы здоровье сберегающих технологий В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физкультминутка, мимическая гимнастика) Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма. Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; игры – инсценировки по русским народным сказкам. Методы и приемы: - словесные: беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения; наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций; практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; драматизация сказки; дидактические игры; физкультминутка; мимические упражнения; дыхательная гимнастика.
Внеурочное занятие «Путешествие по русским народным сказкам» для уча- щихся 1 класса МБОУ «Лицей №9 им. К.Э. Циолковского» г. Калуги
Ход занятия: (дети заходят в класс, садятся за парты, расставленные по кругу).
Учитель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» Учитель: не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.) Учитель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку). Учитель: посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.). Учитель: вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок). Вот мы с вами начали свое путешествие по стране сказок. Учитель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев). И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.
Учитель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! Учитель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки). Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им). «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят») «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба») «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя») «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк») «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь») «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка») Учитель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! (Проводится физкультурная минутка) Учитель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу) Учитель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше. (внимание на интерактивную доску) Учитель: любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу! Красна девица грустна,/Ей не нравится весна./Ей на солнце тяжко,/Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) У Алёнушки – сестрицы/Унесли братишку птицы./Высоко они летят/Далеко они глядят (Гуси-лебеди) Посадил ее дед в поле/Лето целое росла./Всей семьей ее тянули/Очень крупная была. (Репка) На сметане был мешен/В русской печке испечен./Повстречал в лесу зверей/И ушел от них скорей. (Колобок) Учитель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (голубого). Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам карточки с персонажами, а вы покажете нам отрывок из сказки (карточки: волка и лисы («Лисичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка»); мышка и лягушка («Теремок»); волк и коза («Волк и семеро козлят») Учитель: вот и синяя страница нашлась! А пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем 3 раза волшебные слова: «Сказка, оживи!» (дети произносят волшебные слова 3 раза) Учитель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Вы все молодцы! (Учитель отмечает деятельность каждого ребенка). Учитель: верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям! Подведение итогов. Знакомясь со сказками, дети не только развивают память и воображение, но и учатся коммуникативным навыкам, применяя полученные знания в спорных ситуациях во время игр и занятий. Сказки помогают ребятам дольше сохранять веру в чудеса и быть уверенными, что добро всегда окажется сильнее любых невзгод.


Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved