Креативность на уроках музыки

12-08-2025

Якина Анна Олеговна

учитель музыки, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"

Тема моего выступления – развитие креативности на уроках музыки. В контексте ФГОС и современных образовательных трендов мы все говорим о необходимости формирования soft skills, и креативность, без сомнения, является одной из ключевых компетенций XXI века.

Но часто на уроках музыки мы сталкиваемся с парадоксом: искусство, по своей сути призванное будить воображение, иногда превращается в репродуктивную деятельность – разучили, спели, послушали, ответили. Моя цель сегодня – не просто доказать важность креативности, а предложить практический инструментарий для ее системного развития в рамках нашего предмета.

1. Что мы развиваем? Определение понятия в методическом контексте.

Для начала давайте договоримся о терминах. Под музыкальной креативностью мы будем понимать не только способность к композиции, а комплекс умений:

· Продуктивных (создание нового продукта – мелодии, аранжировки, текста).
· Импровизационных (спонтанное выражение мысли и чувства через звук).
· Интерпретационных (нахождение собственного, осмысленного прочтения музыкального произведения).
· Дивергентных (способность находить множество решений одной музыкальной задачи).

Таким образом, креативным может быть и исполнитель, и слушатель, а не только композитор.

2. Почему урок музыки – идеальная площадка?

Музыка обладает уникальным набором свойств для развития креативного мышления:

· Абстрактность: она оперирует образами, а не конкретными понятиями.
· Эмоциональность: является прямым проводником к сфере чувств, что стимулирует непредвзятые реакции.
· Структурность: имеет свои «правила игры» (лад, ритм, форма), которые можно и нужно исследовать и иногда нарушать.
· Многовариантность: одну и ту же нотную запись можно интерпретировать десятками способов.

3. Барьеры на пути креативности и как их преодолеть.

Прежде чем перейти к методам, обозначим главные препятствия:

1. Страх ошибки («непопадания в ноты»).
2. Установка на «единственно верный» ответ или эталон звучания.
3. Нехватка времени на уроке.
4. Отсутствие алгоритмов для организации творческой деятельности.

Ключевой принцип преодоления: Создание безопасной образовательной среды, где «интересно» и «необычно» ценится выше, чем «идеально с первого раза».

4. Практический блок: система заданий и приемов.

Предлагаю трехуровневую систему интеграции креативности в урок.

Уровень 1: «Разминка для ума» (5-7 минут, начало урока)

· «Звуковые зарисовки»: Изобразите звуком явление природы, эмоцию, литературный персонаж. Инструменты – голос, тело, подручные предметы, простейшие инструменты.
· Ритмические импровизации: Учитель задает ритмическую клетку, ученики по цепочке ее варьируют.
· «Вопрос-ответ»: Учитель играет или пропевает короткую музыкальную фразу («вопрос»), ученик отвечает своей, логически завершающей ее фразой.

Уровень 2: «Творчество в рамках» (работа с музыкальным материалом)

· Интерпретационный анализ: Слушаем одно произведение (например, «Утро» Грига) и задаем открытые вопросы: «Какое это утро? Городское? Лесное? Фантастическое? С помощью каких средств композитор этого добился? А как бы вы изобразили свое утро?».
· Создание простых аранжировок: Предложить группе детей создать свою версию известной песни: изменить характер (сделать минорную песню мажорной), темп, аккомпанемент (использовать шумовые инструменты вместо фортепиано).
· «Ремикс на ходу»: Коллективное сочинение куплета к известной песне на заданную или свободную тему.

Уровень 3: «Проектная деятельность» (долгосрочные задания)

· Создание саундтрека: К немому видеофрагменту (мультфильму, отрывку из кино) или к литературному произведению.
· Музыкально-театральные миниатюры: Где музыка не просто фон, а полноправный действующий персонаж.
· Исследовательский проект: «Звуки моего города», «Как современные исполнители используют классику».

5. Критерии оценки: что развиваем, то и оцениваем.

Оценивать креативность по стандартной 5-балльной шкале сложно. Предлагаю сместить фокус с оценки на формирующее оценивание с использованием качественных критериев:

· Оригинальность и новизна идеи.
· Аргументированность художественного решения («Почему ты выбрал именно эти звуки?»).
· Умение работать с обратной связью и дорабатывать свой продукт.
· Вовлеченность в процесс.

Инструменты: карта наблюдений, краткие рефлексивные анкеты («Что у меня получилось лучше всего? Что бы я изменил в следующий раз?»), система «баллов за смелость».

(Заключение)

Уважаемые коллеги!

Развитие креативности – это не дополнительная нагрузка, а иной взгляд на наш предмет. Это переход от парадигмы «учитель-носитель знания» к парадигме «учитель-навигатор в мире музыки, который создает ситуации открытий».

Давая детям возможность не только воспроизводить, но и создавать, интерпретировать, ошибаться и находить нестандартные решения, мы выполняем одну из главных миссий искусства – помогаем человеку обрести свой уникальный голос. И в этом заключается сверхзадача современного урока музыки.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved