09-10-2025
Шуракова Наталья Александровна
преподаватель математики, БПОУ "Омавиат", г. Омск
«Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа на уроках математики»
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души педагога, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д. Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает педагог на своих уроках для гармоничного развития личности.
Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания студентов имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого преподавателя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого ответственного гражданина демократического общества.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математики.
Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни одна учебная дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от обучающихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у студентов воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности обучащегося, повышение его культуры. Важно показать студентам, что компьютер можно использовать не только для игры в «стрелялки» или общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования
Считаем, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика».
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Мы на своих уроках реализуем данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе студента. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме духовного, нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств вспоминать о подвиге нашего народа. Очень большую духовно-нравственную направленность, на наш взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты о земляках – участниках ВОВ. Перед праздником Победы обычные тренировочные задания связываем с рассказом о родственнике одного из студентов. С помощью заданий, ребята отгадывают фамилию участника ВОВ, знакомятся с реликвией его семьи — ложкой, которая прошла с Кузнецовым Леонтием Ивановичем весь его боевой путь.
На уроках математики, мы с учащимися касаемся вопросов духовности и нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: показывая студентам, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. Она также обладала незаурядным литературным талантом.
Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма.
Другой пример – математик и логик Чарльз Латуидж Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!
Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаем внимание студентов к общечеловеческим ценностям и культуре.
Для подрастающего поколения очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у студентов.
12 апреля 2016 года исполнилось 55 лет со дня полета первого человека в космос. Как не вспомнить о Ю.А. Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной космонавтики!
Говоря о роли математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы невозможно без сложнейших математических расчетов, и, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др.
За годы обучения в колледже студент приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то преподаватель математики может и должен помочь формированию душ студентов.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}