08-10-2025
Шуракова Наталья Александровна
преподаватель математики, БПОУ "Омавиат", г. Омск
Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились. В
Этом заинтересованы и родители студентов. Но часто и тем и другим приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому перед образовательным учреждением, преподавателем стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности.
Нам, преподавателям, хорошо известно, что студента нельзя успешно
учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Для того, чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Выделяют пять уровней учебной мотивации. Хотим поделиться своими педагогическими «находками» и приемами, используемыми нами для повышения у студентов мотивации к получению знаний.
Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. Студенты четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные
отметки.
Второй уровень – хороший уровень мотивации, студенты успешно справляются с учебной деятельностью.
Студентам, имеющим первый и второй уровни учебной мотивации, мы предлагаем принимать участие в конкурсах и олимпиадах Всероссийского и Международного уровней, так как предлагаемые там задания обладают занимательностью, новизной, нестандартностью вопроса и являются отражением связи с историческими аспектами, с практикой. В качестве примера, одна из задач, предлагаемая на Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике: Некоторые математические законы называют по аналогии с ситуациями в реальной жизни. Например, теорема о существовании предела у функции, которая «зажата» между двумя другими функциями, имеющими одинаковый предел, называется теоремой о двух милиционерах. Это объясняется тем, что если два милиционера держат между собой преступника и при этом идут в камеру, то заключенный также вынужден туда идти. Найдите в известных вам теоремах алгебры и геометрии отражение профессиональной деятельности человека. Предложите свой вариант задачи, связанный с ситуацией из реальной жизни.
Третий уровень – средний уровень мотивации, у студентов наблюдается положительное отношение к образовательному учреждению (колледжу), но оно привлекает студентов внеурочной (внеучебной) деятельностью. Для таких студентов нами организовывается их участие в различных внеучебных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах, в которых помимо проявления своих творческих качеств и умения работать в команде, необходимо демонстрировать и свои предметные знания и умения. Так наши студенты принимают участие во Всероссийской Неделе Математики, которая включает в себя семь дней (приведем примеры трех дней Недели):
1 день «Исследовательский». Студентам необходимо выбрать один из интересующих их проблемных вопросов, провести мини-исследование, а
затем представить результаты своей работы.
2 день «Знаниевый». Предлагается калейдоскоп интересных фактов из области знаний Математики. Выполняя задания этого дня, студенты демонстрируют свои знания.
4 день «Юные журналисты». Конкурс газет. Студенты выступают в роли журналистов, редакторов и оформителей.
Четвертый уровень – низкий уровень мотивации, с такой мотивацией студенты посещают образовательное учреждение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. К сожалению, такие студенты не редкость. Для повышения уровня учебной мотивации таких учащихся мы разрабатываем учебные пособия, содержащие задачи, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков. При решении таких задач у студента есть возможность применить полученные знания на практике, при изучении других дисциплин, а также для решения использовать разные источники, включая Internet. Приведем примеры задач из сборника:
При обработке конуса по всей длине заготовки большой диаметр конуса D=80 мм, малый диаметр конуса 70 мм. Найдите длину заготовки h=(D-d)/2 .
Определите скорость резания при обработке заготовки диаметром D=120 мм на токарном станке с частотой вращения шпинделя n=500 об/мин.,
Пятый уровень мотивации проявляют студенты с негативным отношением к образовательному учреждению (колледжу), они испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, образовательное учреждение воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Для повышения уровня учебной мотивации нами разработаны учебные пособия, содержащие опорные конспекты с необходимым теоретическим материалом, примеры с подробным решением, но и карточки – консультанты. Приведем пример опорного конспекта и карточки-консультанта по теме «Решение тригонометрических уравнений» (Приложение 1).
Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает студентам освоить ранее непонятный материал и хорошо воспринять новые темы. Для повышения уровня мотивации студентов мы также организовываем и проводим внеучебные мероприятия. В таких мероприятиях принимают участие все студенты с разным уровнем мотивации. Совместная деятельность, желание обсудить что-либо со сверстниками, появление повода как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других способствуют тому, что студенты с негативным отношением к учебе начинают менять свое отношение к учебной деятельности и образовательному учреждению. Так нами был организован и проведен конкурс учебно-исследовательских работ «Применение производной в разных областях науки». Каждый присутствующий студент мог заработать «бонусы», которые впоследствии можно обменять на оценку в журнале.
В заключение, для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным, преподавателю необходимо знать:
1) учебный материал, используемый на уроке, должен способствовать поддержанию любознательности, пробуждению интереса, соответствовать уровню их умственного развития, уровню наличных знаний;
2) приемы и методы работы на уроке должны соответствовать пробуждению активности и самостоятельности студентов (неоднообразные
упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные не только на запоминание);
3) выбранные педагогом средства побуждения не должны соответствовать причинам отрицательного отношения к учению (преподаватель пытается побудить студента угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).
Библиографический список
Волович, М. Б. Наука обучать. Технология преподавания математики. М. Linka-Press, 1995г. – 496 с.
Маркова А. К. , Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации учения, М. Просвещение, 1990. – 578 с.
Приложение
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}