20-02-2024
Кашина Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы МКОУ "Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина" города Вятские Поляны Кировской области
Программа
внеурочного занятия
«Интересная лингвистика»
на 2022 -2023 учебный год
Возраст учащихся – 15-16 лет (9 класс)
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Кашина И.В.,
учитель русского языка
и литературы
Вятские Поляны, 2022
Пояснительная записка.
Программа внеурочного курса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа является дополнением к рабочей программе по русскому языку для 9 класса и имеет культурологическую направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что сделана попытка систематизировать знания учащихся при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку, созданы условия для осмысления русского языка как универсального средства коммуникации в пространстве культуры. Главное отличие программы от уже существующих состоит в том, что в ней предоставлено большое количество разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентировано внимание на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов. Данную программу внеурочного занятия можно использовать также при подготовке к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам по предмету.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Новая форма экзамена (ГИА) по русскому языку также заставляет педагога решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Именно поэтому педагогически целесообразным было создание программы «Интересная лингвистика», актуальность которой состоит в создании эффективной системы организации подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку в формате ОГЭ.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, следует учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
• Личностно-ориентированные: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
• Культурно-ориентированные:принцип целостности содержания образования; принцип системности; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
• Деятельностно-ориентированные: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цель программы: создание условий для преодоления трудностей в изучении русского языка и успешного прохождения выпускниками основной школы итоговой аттестации по русскому языку через эффективную систему подготовки к экзаменам.
Задачи:
• создать условия для освоения учащимися знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
• систематизировать учебный материал по предмету, создать базу данных;
• развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
• совершенствовать коммуникативные умения учащихся; умение проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; решать задания КИМов,
• способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
В ходе занятий учащиеся овладевают следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.
Занятия рассчитаны на учащихся 15-16 лет (9 класс). Срок реализации – 1 год (всего 25 часов). Режим занятий – аудиторно, 1 час в неделю.
Занятия по программе будут проходить в форме: лекций, бесед, практикумов, индивидуальных и групповых консультаций, онлайн тестирования; выполнения различных творческих работ, решения КИМов.
Контрольные задания проводятся по ходу изучения курса в виде написания творческих работ (сочинений-рассуждений, изложения с творческим заданием), решения КИМов. Итоги реализации программы факультатива подводятся в виде экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В результате изучения курса ученик должен
ЗНАТЬ:
• нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические);
• стили речи, смысловые типы текстов;
• правила написания сочинений разных жанров, изложений (сжатого и подробного)
УМЕТЬ:
• соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
• находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида;
• понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; понимать основную мысль прослушанного текста;
• подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• интерпретировать информацию звучащего текста;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
• создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
• оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
• выполнять тестовые задания в формате ГИА.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного литературного творчества.
Условия реализации программы:
• учебный кабинет;
• дополнительная и специальная литература по предмету;
• электронные средства обучения.
В итоге изучения данного курса ожидаемым результатом должен быть ученик, успешно применивший полученные знания по русскому языку в ходе итоговой аттестации по предмету.
Содержание программы факультатива
№ п/п Название раздела Название темы всего часов в том числе
теория практика
1. Подготовка к написанию изложения Текст как основная единица языка. 6 2 4
2. Подготовка к выполнению тестовых заданий. Лексика и её нормы. 1 1 -
Нормы в морфологии и орфографии. 7 3 4
Синтаксические и грамматические нормы. 4 1 3
Культура речи. 1 - 1
3. Подготовка к сочинению-рассуждению Сочинение-рассуждение. 5 1 4
Итоговое занятие. 1 - 1
Итого: 25 8 17
Календарно-тематический план
№ Название раздела, темы Количество часов Примерные сроки
I. теория практика
Подготовка к написанию изложения. 6 часов 1.12 -24.12
1-2. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа. 1 1 1.12 – 9.12
3. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. 1 - 16.12
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа. - 1 23.12
5. Сжатие текста несколькими способами. Основные трудности сжатия текста. Практическая работа. - 1 30.12
6. Написание сжатого изложения. - 1 9.01
II. Подготовка к выполнению тестовых заданий. 13 часов 15.01 – 11.04
7.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы. Трудности современной русской фразеологии. 1 - 16.01
8-9. Трудности современной русской орфографии. Правописание корней слов. Правописание Ь. Тестовая работа. 1 1 23.01 – 30.01
10. Трудности современной русской орфографии. Правописание приставок. Тестовая работа. 1 7.02
11-12. Трудности современной русской орфографии. Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Тестовая работа. 1 1 14.02 – 21.02
13. Трудности современной русской орфографии. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. 1 - 28.02
14. Трудности современной русской орфографии. Правописание суффиксов. Морфология. Тестовая работа. 1 7.03
15.Трудности грамматического управления в современном русском языке. Словосочетание. Простое и сложное предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания при обращениях, вводных словах, междометиях. Практическая работа. 1 14.03
16. Сложные предложения с разными видами связи. Средства р
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}