Использование игровых форм в процессе наставничества.

12-01-2026

Понкрачева Ирина Геннадьевна

учитель английского языка, МОУ-лицей имени Д.И.Менделеева г.Клин

Использование игровых форм в процессе наставничества. Применение геймификации и активных методов обучения для повышения мотивации и вовлеченности молодых педагогов

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию роли игровых форм и методик геймификации в процессе наставничества для повышения уровня мотивации и вовлечённости молодых педагогов. Рассматриваются теоретические основы игровой педагогики, анализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения игровых методов в систему наставничества, выделяются ключевые преимущества и возможные риски использования игры в профессиональной подготовке молодых учителей. Приведены практические рекомендации по внедрению игрового формата в практику наставничества в школах и образовательных организациях.


Введение

Сегодня профессиональные компетенции молодых педагогов формируются не только посредством традиционных способов передачи знаний и опыта, но и через современные инновационные подходы. Одним из перспективных направлений является использование игровых форм и методов активного обучения, получивших общее название "геймификация". Эти техники помогают сделать процесс наставничества интересным, увлекательным и эффективным, способствуя лучшему усвоению необходимых навыков и компетенций.
Игровые формы позволяют активизировать познавательную активность молодых педагогов, развивать креативность, умение работать в команде, быстро принимать решения и адаптироваться к изменениям. Игры создают атмосферу доверия и психологической комфортности, стимулируют интерес к обучению и повышают удовлетворенность процессом наставничества.

Цель настоящей статьи — проанализировать возможности и перспективы использования игровых форм и техник геймификации в практике наставничества и предложить конкретные инструменты и стратегии их внедрения.

Теоретико-методологический фундамент исследования

Применение игровых форм и метода геймификации основывается на научных положениях психологии и педагогики:

Теория игровой активности. Согласно работам Йохана Хейзинга, игры являются естественным способом познания окружающего мира и формирования определённых навыков и поведения.
Игра как средство обучения. Исследования Выготского показывают, что игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, позволяя осваивать новые понятия и концепции.
Активные методы обучения. Активные методы включают участие обучающихся в непосредственном выполнении практических задач, что усиливает эффект восприятия и запоминания информации.

В последнее десятилетие значительное внимание уделяется вопросам развития игровых форм обучения, поскольку доказано, что они положительно влияют на уровень мотивации и заинтересованности обучающихся (Андреев, 2019; Леонтьев, 2020).

Преимущества использования игровых форм в наставничестве

Игровые формы имеют целый ряд преимуществ перед традиционными методами наставничества:
-повышение интереса и вовлечённости молодых педагогов.
-создание атмосферы доверия и взаимопонимания между наставником и подопечным.
-улучшение навыков командной работы и коммуникации.
-стимулирование творческого потенциала и инициативы.
-развитие стрессоустойчивости и способности справляться с трудностями.

Кроме того, игровые формы позволяют интегрировать теорию и практику, создавая ситуацию "обучения действием", что повышает степень осознанности приобретаемых знаний и навыков.

Формы и методы геймизации в наставничестве

Существует множество конкретных приёмов и форм геймификации, применимых в наставничестве:
-ролевые игры. Участникам предлагается играть разные роли (ученика, родителя, коллеги), что развивает способность анализировать ситуации и находить оптимальные решения.
-бизнес-игры. Моделируются учебные ситуации, связанные с решением управленческих задач, принятием решений и разработкой планов действий.
-имитационные игры. Имитация реальной учебной среды, где участники решают проблемы, возникающие в ходе ежедневной работы.
-викторины и конкурсы. Соревнования способствуют развитию соревновательного духа и стремления к достижению высоких результатов.
-карточные и настольные игры. Такие игры развивают стратегию планирования, принятия решений и совместной работы над проектами.

Каждая форма может быть индивидуально адаптирована к конкретной ситуации и целям конкретного этапа наставничества.

Зарубежный и отечественный опыт использования геймификации в наставничестве

Зарубежный опыт показывает значительный прогресс в применении игровых форм в образовании и профессиональной подготовке педагогов. Например, многие американские университеты используют симуляции, ролевые игры и квесты для улучшения навыков молодых преподавателей (Honeycutt et al., 2018).

Отечественные исследователи также отмечают позитивные изменения, вызванные использованием геймификации в подготовке кадров. Так, российские учёные предлагают активно применять активные методы обучения, направленные на повышение мотивации педагогов (Филиппова, 2020).

Однако внедрение игровых форм требует тщательной подготовки и осторожности, поскольку возможны негативные последствия неправильного выбора формата игры или её неуместного применения.



Заключение

Анализ исследований и практической деятельности подтверждает необходимость внедрения игровых форм и геймификации в процесс наставничества. Они способны значительно увеличить мотивацию и вовлечённость молодых педагогов, ускорить профессиональное становление и облегчить адаптацию в сложной образовательной среде. Однако важно подходить к применению игровых методов продуманно и осторожно, учитывая индивидуальные потребности каждого участника процесса наставничества.



Список литературы

1. Андреев, А.Л. Геймификация в образовании : учебное пособие / А.Л. Андреев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
2. Виноградова, Н.В. Игра в образовании взрослых : теория и практика / Н.В. Виноградова. — СПб. : Речь, 2020. — 192 с.
3. Гончарова, Э.А. Игровые технологии в профессионально-педагогическом сопровождении молодежи : моногр. / Э.А. Гончарова. — Омск : Амфора, 2019. — 184 с.
4. Honeycutt, B.L. Game-Based Learning in Higher Education: Design, Development, and Implementation of Effective Games for Student Success / B.L. Honeycutt, K.A. DeSimone. — New York : Routledge, 2018. — 232 p.
5. Карпухина, О.С. Совершенствование системы наставничества в образовательных организациях : монография / О.С. Карпухина. — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2020. — 156 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 2020. — 304 с.
7. Филиппова, Г.Г. Психология наставничества : учебное пособие / Г.Г. Филиппова. — Новосибирск : Сибирская академия госслужбы, 2020. — 256 с.
8. Хазратова, Н.В. Эффективность инновационных методов в профессиональном обучении педагогов : учеб. пособие / Н.В. Хазратова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 168 с.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved