04-11-2025
Наумова Наталия Валентиновна
учитель истории, обществознания
В эпоху глобальных перемен и сложных вызовов, стоящих перед человечеством, формирование гуманистического мировоззрения у подрастающего поколения приобретает особую значимость. Гуманизм, в своей сути, предполагает признание ценности каждого человека, его прав и свобод, а также стремление к справедливости, миру и сотрудничеству. Обществоведческие дисциплины, такие как история, обществознание, география и экономика, обладают огромным потенциалом для формирования такого мировоззрения.
Новые государственные стандарты образования, акцентируя внимание на развитии личности, ее нравственных качествах и гражданской ответственности, создают благоприятные условия для реализации гуманистического подхода в преподавании обществоведческих дисциплин. Это означает не только передачу знаний о социальных процессах и явлениях, но и формирование у учащихся критического мышления, способности к анализу и оценке различных точек зрения, а также умения принимать обоснованные решения.
В процессе обучения необходимо акцентировать внимание на примерах из истории и современности, демонстрирующих важность гуманистических ценностей в развитии общества. Рассмотрение биографий выдающихся личностей, боровшихся за права и свободы человека, анализ причин и последствий социальных конфликтов, а также обсуждение проблем глобальной бедности и неравенства – все это способствует формированию у учащихся осознанного отношения к миру и своей роли в нем.
Эффективным инструментом формирования гуманистического мировоззрения является использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, ролевые игры и проектная деятельность. Они позволяют учащимся активно участвовать в процессе познания, выражать свое мнение, аргументировать свою позицию и находить компромиссы.
Личность человека не может развиваться вне социума. Ребенок с самого раннего возраста получает представления о мире и месте в нем человека. Эти представления формируются сначала в семье, затем в образовательном пространстве, которое представлено учреждениями дошкольного и школьного образования.
В зависимости от того, насколько родители и система образования занимаются конкретным ребенком эти представления могут быть научными или ненаучными. Представления конкретной личности – это система взглядов и убеждений возникающая на основе индивидуального опыта.
Мировоззрение, по Д.Н.Ушакову, – совокупность взглядов, воззрений на
окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия [6].
Предметы естественнонаучного цикла позволяют развивать научное и
гуманистическое мировоззрение школьников. Учебное содержание предметов само по себе нейтрально в воспитательном значении. Изучаемые факты, законы и
закономерности можно истолковывать и понимать по-разному. Воспитательную
направленность учебному содержанию придает личность учителя, который активи
зирует внимание учащихся, строит урок таким образом (через диалог, проблемное
или проектное обучение) чтобы учащиеся сами искали ответы на поставленные
вопросы, формировали собственную систему понятий и убеждений. Учитель или
родители при таком подходе являются лишь координаторами познания учащегося. Они занимают скрытую позицию и таким образом способствуют развитию собственного мировоззрения у ребенка.
Основой формирования научного мировоззрения учащихся является изучение теорий, законов, фактов (когнитивный компонент) и приобретение различных учебный умений (деятельностный или компетентностный компонент), которые затем переходят на уровень личностных смыслов школьника. Например, на уроках биологии, учитель показывает хрупкость живых объектов, возможность быстро разрушить природное сообщество. При этом развивается гуманистическое мировоззрение школьников, они учатся уважать жизнь в любых ее проявлениях, привыкают к мысли о том, что нельзя покушаться на чью-то жизнь просто из прихоти, или потому, что тебе что-либо в ней не нравится. При этом важным аспектом является признание права на существование особи, отличаю щейся от человека, которая может быть слабее и беззащитнее. В дальнейшем эти позиции могут переноситься и на развитие толерантности по отношению к людям других национальностей, взглядов и воззрений, что в конечном итоге способствует
формированию безопасной образовательной среды
При изучении химии также можно развивать гуманистическое мировоззрение школьников. Так, при изучении физических и химических свойств веществ, их
использования человеком необходимо объяснять школьникам, что нет хороших или плохих веществ или технологий, а есть гуманная или противоправная задача их использования. Например, взрывчатку для того, чтобы погубить сотни людей можно приготовить из достаточно простых и в общем-то доступных компонентов, но эти же компоненты могут быть использованы для получения веществ, которые служат на благо человека (лекарства, удобрения и др.). Таким образом, мы показываем ребятам, что в основе человеческого деяния лежит его мировоззрение, его отношение к другой человеческой жизни.
Формирование взглядов и убеждений школьников, которые со временем перерастают в мировоззрение происходит в несколько этапов.
Формирование взглядов школьника, т.е. эмоциональная оценка фактов и явлений действительности.
Учителю на этой ступени необходимо использовать такие методы, формы и
образовательные технологии, которые будут способствовать развитию гуманистических взглядов учащихся на события и явления, происходящие в природе и в жизни.
Формирование убеждений, которые выступают в качестве побудительных
стимулов к деятельности ученика. Убеждения складываются из суммы научных знаний и умений и жизненного опыта (жизненной позиции) школьника.
На основе убеждений школьник выражает свое отношение к событию, явлению, проводит его оценку. Этот этап очень важен в формировании
мировоззрения ребенка. На формирование убеждений оказывает огромное влияние родители, средства массовой информации, образовательная среда. Убеждениями в основном становятся те идеи, которые личностно значимы для учащихся и которые они могут применить в реальной жизни.
Убеждения могут иметь, по отношению к «другим» как позитивный, так и негативный характер. Например, смертник, который реализует теракт, убежден в своей правоте и верности идеалам своей религии. К сожалению, современные террористы, чаще всего, – это молодые люди, а значит, семья и школа не смогли сформировать у этих людей гуманистическое мировоззрение.
3. .Формирование мировоззрения школьника на основе взглядов и убеждений. Этот процесс длится на протяжении всей жизни человека. Иногда люди слишком закостенели в своих убеждениях и не хотят меняться вслед за изменениями условий их жизни. Таких людей очень легко привлечь в террористические организации, в
секты, так как они не видят (или не хотят видеть) позитивное в окружающей действительности и им гораздо проще находиться в закрытых организациях, в которых умело манипулируют их страхами и предубеждениями.
Развитию гуманистического мировоззрения на занятиях естественнонаучного цикла, с нашей точки зрения, способствует экологическое и валеологическое воспитание.
Воздействие человека на окружающую среду уже давно перестало быть локаль ным и даже региональным, его последствия носят глобальный характер. «Основой развития нашего общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен осознавать необходимость гармонии с природой. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе», перехода от принципов антропоцентризма к преимущественному экоцентризму, обеспечивая соответствующее образование нового поколения.
Организация хорошо продуманной и личностно-ориентированной системы экологического образования учащихся, как в школе, так и в системе дополнительного образования, призвана способствовать такому переходу.
Необходимо с самого детства предоставлять учащимся экологические знания, прививать экологическое мышление и экологическую культуру. Задача эта непростая. Нужна системность, нужны эффективные методические и
технологические приемы, нужен грамотный подбор экологического содержания. Все это обуславливает чрезвычайную важность проведения различного рода мероприятий (акции,
субботники, волонтерская работа и др.), которые будут способствовать развитию
гуманистического мировоззрения детей.
Экоцентрическое мировоззрение, которое является частью гуманистического, понимается нами как убежденность субъекта в
том, что человек и природа есть единое целое. При этом важно понимать, что при реализации экологического образования, в сознании учащихся одновременно существуют несколько точек зрения по отношению к природе. Антропоцентрическое и экоцентрическое мировоззрение находятся во взаимодействии в сознании учащегося, образуя некоторое смешение взглядов и понятий. Мировоззрение, включающее в
себя две пограничные области – антропоцентризм и экоцентризм, подвержено влиянию соответствующих ценностных установок, вырабатывающихся у учащихся в процессе экологического и общего образования. Антропоцентрическое и экоцентрическое мировоззрение удерживаются сознанием школьника, при этом сознание учащегося ориентируется среди них и в случае возникновения определенной жизненной ситуации, связанной с необходимостью проявления определенного действия по отношению к природе, выдает целостный образ этого действия и этот целостный образ может быть антропоцентрическим либо экоцентрическим.
Школьник в ситуациях выбора определенного вида действия по отношению
к пр
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}


