25-11-2025
Таисия Владимировна Ткаченко
Учитель дополнительного образования
Курс «Мастерство учителя» для руководителей «Школьных театров» - это большое учебное пособие которое просто необходимо для начинающих режиссеров детских театров.
Очень много нужного, важного, интересного материала который необходимо знать руководителям театральных кружков, студий.
Образовательная программа воспринимается целиком целостно.
Я прослушала и осмыслила курс лекций «Мастерство учителя» по сценической речи и актерскому мастерству вела краткий конспект по которому готовлюсь к занятиям, полученные знания применять на практике, в работе.
Занятия по артикуляции начали с младшей группы. «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» развитие мускулатуры речевого аппарата. (зарядка для язычка губ…) Особое внимание обратили на снятие зажимов.
Первое время было сложно. Правельность выполнения упражнений хромала, позанималась индивидуально с каждым воспитанником проверила объяснила упражнение, систематические занятия дали результат. Времени на разминку уходит меньше упражнения для развития мускулатуры речевого аппарата выполняем правильно.
Теперь занятия по артикуляции проводим и в средней и в старшей группе, добавили к разминке упражнения по подготовке тела и рече-голосового аппарата к звучанию и основную часть в разминке занимает, нами уже давно любимая работа над дикцией (скороговорки, чистоговорки.)
В старшей группе особое внимание обратили на комплексный тренинг постановка речевого голоса. Ребята с удовольствием выполняли задания и упражнения. И в работе над словесным действием по спектаклю стал виден результат.
Главное сделан вывод : занятия по сценической речи должны быть регулярно, на каждом занятии – речевая разминка - перед работой над спектаклем. Тогда будет результат.
Материала по сценической речи было много, хоть я и конспектировала но всё равно что-то упустила была бы возможность прослушать еще было бы очень хорошо.
Запомнилась лекция «О истории зарождения и развития Вахтанговской методике воспитания артиста». За небольшой период времени нас познакомили и с историей театра, и с основными задачами театральной школы, и с основными принципами воспитания актера.
Проводим занятия по актерскому мастерству:
Общение как взаимодействие. (практическое занятие).
Взаимодействие партнеров. В процессе общения – взаимодействия – осуществляется обмен мыслями, чувствами, переживаниями ради определенной цели. Столкновения разных точек зрения, разных побуждений и намерений. Для того чтобы научиться развивать умение ориентироваться в обстоятельствах и соответственно пристраиваться к партнерам работаем над рядом упражнений и этюдов.
Вот например: работая над инсценировкой повести С. Антонова «Васька» взаимодействие приводит к конфликту между ударницей метростроя Чугуевой и Митей Платоновым. Она не верит что ее смогут понять и простить, поэтому ведет себя соответственно резко, нервно, волнуясь, а в действительности сталкивается с пониманием и верой, получая прощение, Митя спокоен, уверен в своих действиях и решителен, заставляя этим поступком Чугуеву поверить в людей, и прежде всего самой стать человеком.
. Столкновения разных точек зрения, разных побуждений и намерений.
Необходимо понимать: чего добывается партнер, соглашаться с ним или противостоять ему.
Прежде чем начать общение с партнером его надо увидеть, определить в каком он находится состоянии и как к нему лучше подойти для осуществления цели.
Сценическое общение начинается с этюдов и упражнений в которых можно обойтись без слов устанавливать контакт с партнерами, замечать изменения в их поведении и соответственно изменять собственное.
Воспитание сценического внимания
«нужно добиться что бы ученик не мог находиться на сцене без объекта внимания»
Практические занятия на сценическое внимание: упражнения, одиночные массовые этюды, работа над спектаклем.
Предлагаемые обстоятельства, волшебное «если бы».
Роль вымысла в работе актера станет особенно чувствительной, если предложить проделать одно и то же действие в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, пройти через зрительный зал и подняться на сцену
Если пробудить память прошлого и довести актёра до перевоплощения, это и есть создание самого образа, «освоение предлагаемых обстоятельств»
Предлагаемые обстоятельства можно разделить на 4 группы: обстоятельства прошлого – это то, что происходило до начала пьесы или же первого выхода персонажа на сцену; обстоятельства, возникающие по ходу пьесы, о которых знает персонаж или которые с ним случаются; обстоятельства режиссера и актёра – это вымыслы, которые дополняют обстоятельства.
Предлагаемые обстоятельства, возникают, когда мы ста¬вим вопросы: где? почему? кто? когда? как? обстоятельства места обстоятельства времени
личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО на сцене
ситуативные обстоятельства
a) откуда я пришел?
b) куда я направляюсь?
c) зачем я пришел сюда?
d) чего я хочу?
e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?
В инсценировке по повести «Васька»:
Место действия – Московская больница , в одной из палат, которая находится на втором этаже. В этой больнице лежат с травмами черепа.
Время – 1934 год апрель. Строительство метрополитена в Москве, удивительное строительство не имевшее ни смет, ни проекта, ни специалистов .
Из–за большого наплыва рабочих не хватало жилья, строители из повести жили в клубе, в зале помещались 42 человека.
Личные обстоятельства: Миша Платонов строитель,
Лежит в больнице с травмой черепа. В шахте ему на голову упал мартын. Было ли это несчастным случаем не знает. Итак разбираем каждое действующее лицо.
«Если бы» всегда начинает творчество, «пред¬лагаемые обстоятельства» развивают его». Сначала работа над образом в этюдах, далее работа над образом в спектакле.
Огромное спасибо Вам за курс лекций!
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}


