ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

24-09-2024

Сомова Ксения Алексеевна

учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 7 г. Чайковский

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Говоря о физическом воспитании человека, речь следует вести не только о формировании и развитии у него двигательных умений и способностей, но и о формировании здорового образа жизни, культуры тела и духа. По существу, вопрос полноценного физического развития растущих поколений — это проблема экологии человека, сохранения его как вида. Не случайно еще в античной Греции, и в культурах других народов физическое воспитание стояло наряду с умственным, нравственным и эстетическим [18].
Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования убедительно доказывают единство физического, умственного, эмоционального развития человека. На первое место среди задач физического воспитания современная педагогика, вместе с другими социальными и медицинскими направлениями, ставит вопрос о здоровье людей. Медики, психологи и социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, нравственное, духовное. Наука понимает здоровье не как отсутствие болезни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения человека [18].
В процессе физического воспитания одновременно решаются задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Изучив ряд задач разных авторов можно сказать какое место занимает физическое воспитание в нашей жизни. Так, известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организаторских навыков [4].
Авторы А.В. Кенеман, и Д.В. Хухлаева сформулировали три группы задач физического воспитания для детей:
1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств[17].

1.1 Особенности организации физического воспитания в школе в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Систему физического воспитания в школе составляют физические упражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других и в процессе внеурочной деятельности [34].
По мнению Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова к основным формам физического воспитания относятся:
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводиться на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю продолжительностью по 45 минут.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий:
а) Утренняя гимнастика до учебных занятий. Цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках;
б) Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной и физической работы, предупреждение нарушения осанки;
в) Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня;
г) Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня. Направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
3. Внеурочные формы занятий физической культурой. К внеурочным формам занятий физическими упражнениями с учащимися разного возраста относятся:
• спортивные секции по видам спорта;
• секции обшей физической подготовки;
• Секции ритмической и атлетической гимнастики;
• Школьные соревнования;
• Туристские походы и слеты;
• Праздники физической культуры;
• Дни здоровья, плавания и т.д.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющие хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. [34]
Исторически сложившимися средствами физического воспитания являются гимнастика, игр, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений) [19].
Основными методами физического воспитания, необходимыми для формирования личности ребенка, являются убеждение, инструкция, положительный пример взрослых. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома [35].
Основными формами организации физического воспитания детей младшего школьного возраста являются урочные и внеклассные занятия [24].

Особенности организации урочной деятельности
Урочные формы занятия являются основными, т.к. в процессе их проведения происходит эффективное обучение двигательным действиям, осуществляются значительные развивающие воздействия или действия, поддерживающие повышенную тренированность функциональных систем организма и связанных с ним способностей [15].
Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников. В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста. Так, младшие школьники нуждаются в более частой смене движений, поэтому с ними в пределах урока проводится 3-4 упражнения [4].
К построению урока физической культуры предъявляются как общедидактические, так и специфические требования. Удовлетворение этих требований предполагает, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось по нарастающей, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаясь до исходного состояния. Для подготовки учащихся к выполнению основных двигательных действий проводятся гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, общеразвиваюшие упражнения (на внимание, осанку, ловкость, координацию движений, чувство ритма). Своего пика физиологическая кривая достигает в основной части урока, когда решается его центральная педагогическая задача. На этом этапе учащиеся разучивают и совершенствуют все подлежащие усвоению упражнения, им сообщают соответствующие программе теоретические сведения. Чтобы снять естественное возбуждение, привести организм ученика в относительно спокойное состояние, в заключительной части урока рекомендуется применять не требующие большого физического напряжения игры, строевые ритмические, дыхательные и другие несложные упражнения [4].
К урокам физкультуры примыкают занятия, проводимые в группах обшей физической подготовки. Организуемые на добровольных началах, они являются переходной формой от урока к спортивной секции. Группы общей физической подготовки имеют многоцелевое назначение [15].
По мнению Н.И. Перминовой, задача внеурочных форм занятий - не заменять учебные занятия, а только дополнять их, давая возможность для расширения содержания дополнительной тренировки [15].
В рамках занятий в режиме учебного дня решаются, как правило, частные задачи, реал

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved