Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "География родного края"

18-11-2025

Щербина Оксана Николаевна

Учитель географии ГБУ ОО ЗО "Новополтавская СОШ" Черниговского района

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА

«Утверждаю»
Заместитель директора по УВР
_______ ___________ «Утверждаю»
Директор ГБУ ОО ЗО «Новополтавская СОШ» Черниговского района
_________ _____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 5 КЛАССА

« География родного края»






Разработала:
Щербина О.Н.
учитель географии
ГБУ ОО ЗО «Новополтавская СОШ»
Черниговского района






2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География родного края» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» (далее – ФРП «География»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук.
Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Она является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Главная цель курса - сформировать в обучающихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.

Задачи курса связаны с развитием компетенций, слагающих исследовательскую компетентность:
1.мотивационной компетенции, посредствам мотивационных диалогов, осознания и осмысления знаний и ценностей, которые становятся его личным достоянием, принимая субъективную форму, понимания «значимого другого», понимания себя как части содержания жизни других и осознания в связи с этим своего исследования как приобщения к общезначимым культурно-экологическим ценностям;
2.информационно-познавательной компетенции, вначале посредствам воспроизведения по образцу учителя алгоритма исследовательской деятельности, затем самостоятельного выполнение полного исследовательского цикла;
3.ценностно-нормативной компетенции, посредствам экскурсий, экспедиций в реальное окружение личности, смысловой оценки объектов современного ландшафта своей местности, определением ценности объектов;
4.коммуникативной компетенции, посредствам построения различных форм общения, взаимодействия в современном ландшафте своего края;
5.практико-созидательной компетенции посредствам создания рисунков, плакатов, буклетов, видеофильмов, презентаций, экологической тропы.

Описание места учебного курса «География родного края» в учебном плане
Программа курса «География родного края» рассчитана на 34 часов (1 раз в неделю обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для обучающихся 5 классов, изучающих географию в рамках школьных программ.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.

Важными формами деятельности обучающихся являются:
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Интернет и др.
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических работ;
- работу с привлечением родителей.
Содержание курса «География родного края» предполагает отбор геоэкологической краеведческой информации в качестве учебной основы для получения обучающимися геоэкологических, исторических, культурологических, социально-экономических знаний о своем крае. Кроме того, содержательный компонент предполагает освоение различных методов исследования, а так же, становление ценностных ориентаций.

Методические особенности организации занятий:
1. Методы и приёмы организации деятельности обучающихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
4.Занятия проводятся в виде игр, практических работ, экскурсий на местности.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, труд, география, изобразительное искусство, литература, информатика.

Межпредметные связи на занятиях:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства и информатики: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; создание презентации
• с уроками биологии: для создания межпредметного модуля.
Принципы реализации программы:
1. Научность;
2. Доступность;
3. Целесообразность;
4. Доступность.

Содержание курса «География родного края»
5 класс
Введение (3 часа)
Источники географической информации. Формирование территории муниципального округа. Географическое положение муниципального округа. Изменения границ района на разных исторических этапах.
Раздел 1. Природа Черниговского района Запорожской области (16 часов)
Особенности рельефа района. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.
Факторы формирования климата: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Тип климата края. Степень благоприятности природных условий. Неблагоприятные климатические условия.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории района. Роль рек в хозяйственной деятельности края. Подземные воды. Искусственные водоемы.
Особенности почв своей местности. Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв.
Растительный и животный мир муниципального округа. Меры по охране растительного и животного мира. Местные лесопитомн

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved