ПРОЕКТ «Формирование толерантности у дошкольников через музыкально - игровую деятельность"

03-12-2024

Бастракова Елена Евгеньевна

музыкальный руководитель. МБДОУ "ДС № 436 г. Челябинска"

«Толерантность – это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира», так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995г.
Под толерантностью подразумевают человеческую добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований.
Актуальность обучения детей принципам толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для свободного развития гармоничной личности, а толерантность, как качество личности, необходимо для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Также, чувство толерантности, сформированное в человеке, способствует формированию навыков независимого мышления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Цель проекта:
1. Знакомить дошкольников с национальными костюмами;
2. Создать условия для формирования у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к окружающему миру.
3. Приобщать детей к народным играм, танцам, сказкам, песням разных стран мира.
4. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у детей уважение к другим людям.
2. Показать ценность традиций для каждого человека.
3. Формировать у детей представление об обычаях и культурных ценностях других народов.
4. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Ожидаемый результат: сформированное понятие толерантности у детей и терпимого отношения к окружающим, снижение агрессивности, конфликтности.
План работы.
Этапы реализации проекта.
1эт. Подготовительный.
2эт. Реализация проекта.
3эт. Презентация проекта.
1 этап. Подготовительный.
Разработать план работы по формированию толерантности на занятиях по музыкальному развитию на 2023-2025 учебные года. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности.
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно – демонстративных материалов.
Создание картотеки подвижных игр народов мира.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. Воспитатели групп.
2 этап. Реализация проекта.
Разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
2.Оснащение предметно-развивающей среды в возрастных группах и в дошкольном образовательном учреждении, отвечающей принципам системности, культурным нормам, индивидуальности.
3этап. Презентация проекта на собрании педагогов, семинарах, на методическом объединении муз. руководителей города.
Темы мероприятий на 2023 – 2024 учебный год.
1этап.
Сентябрь-октябрь.
Оснащение и обогащение предметно-развивающей среды в группах.
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно- демонстративных материалов.
Создание картотеки подвижных игр народов мира.
Создание демонстративных альбомов об обычаях и традициях народов Урала.
2эт.
Ноябрь-декабрь.
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.
Воспитанники:
- Имеют представление « что такое хорошо и что такое плохо».
- Имеют представление о том, как поступать в конкретном случае.
- Имеют представление о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.
Родители:
- Умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка.
- Умение бесконфликтного общения в семье со своими детьми. Воспитателями групп.
Январь.
1.Подборка музыкального материала: песни, танцы, игры по теме проекта. Картотека.
2.Подборка наглядного материала в родительский уголок по теме проекта.
3.Чтение русских народных закличек, песенок, потешек, участие детей сюжетных играх.
Февраль – Март.
1.Написание сценариев праздников к годовым мероприятиям по теме проекта.
2. Подборка Мультимедийных презентаций.
3.«Встреча весны на Руси» - занятие о старинных обычаях встречи весны.
Апрель.
1.Создание уголка « Дружба». Коллекция кукол в национальных костюмах.
2.«Здравствуй весна. Ярмарка» - развлечение по теме.
Май.
1. «День семьи» - развлечение по теме. Вечер народных игр и забав.
План работы с детьми на 2024 -2025год.
Сентябрь.
Тема. «Мой город, моя малая родина, моя страна»
1.Занятие - «Любимый город». Беседа о культурных центрах г. Челябинска – улицы, музеи, парки, театры. Слушание песен
о городе Челябинске. Кто проживает в нашем городе, о многонациональности населения нашего края. Мультимедиа.
2.Занятие – Рассмотреть кукол в национальных костюмах, уточнить особенности костюма. Знакомство с музыкой, с инструментами, с подвижными играми уральского региона.
Октябрь.
Осенний праздник - « Осенняя ярмарка», с приходом Осени и Скомороха, а также показом двух спектаклей «Базар» и «Колобок».
Ноябрь.
Тема - «День дружбы, день народного единства»
1. Знакомство с играми народов ближнего зарубежья (Белоруссия, Грузия, Армения, Таджикистан)
2. Праздничное развлечение - «Мир добра, уважения и понимания».
3.Игровая программа - «Традиции народов мира».
Декабрь.
Тема «Новогодний калейдоскоп».
1. «Новогодние обычаи стран и народов мира» - игры, стихи, песенки, презентации по теме.
2. Новогодний праздник в ДОУ. Дети исполняют песни, танцы и хороводы.
Январь.
Тема - « Рождественские каникулы».
1. Традиционный праздник - «Калядки», с частушками, стихами и играми. Накануне проводится беседа о Рождестве и опрос викторина.
2. Неделя зимних игр и забав.
3. Чтение русских народных закличек, песенок, потешек.
Февраль.
Тема - «Моя семья»
1. Неделя «Моя семья». Беседе о семье, о дорогих нам людях, видео на песню «Моя семья», «Россия, моя семья».
2. «Наши защитники» праздник с папами.
3. «Масленица» - праздник на улице, с играми, шутками, блинами.
Март.
1. Праздник мам - «8 Марта».
Дети на празднике поют песни, танцуют, читают стихи о маме на русском, башкирском, узбекском языках.
2. «Много разных стран» - рассказ о старинных обычаях встречи весны у народов других национальностей.
Апрель.
Пасхальная неделя.
1. Проводится беседа, мультимедийная презентация «Что такое Пасха», аппликация - «пасхальное яйцо».
2. «День сказок малышам»- театральные постановки старших дошкольников для младших.
Май.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.
3. Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
4. « День Победы», беседа с детьми о том, как завоёвывали победу люди разных национальностей в ВОВ.
5. Музыкально-спортивное развлечение.
6. Конкурс рисунков о своих прадедушках и прабабушках в годы войны.
Июнь.
1. Заключительный праздник «День России». Символика нашей страны, стихи, игры, танцы, рисунки на асфальте.
2. « Мы разные, но мы дружные» Совместное проведение мероприятия по толерантному взаимопониманию с чаепитием.
3 этап.
Презентация проекта.
Презентация проекта на собрании педагогов, родителей, на МО музыкальных руководителей города.
Ожидаемый результат.
Пополнение современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста, пополнение картотеки подвижных игр, сценариев праздников, досуговых мероприятий с детьми, родителями.
У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательность по отношению друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результата проекта.
Уровень навыков толерантного поведения у детей отслеживается путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у родителей отслеживается через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. Уровень укрепления микроклимата в межличностных отношениях педагога и детей в группах.
Показателями оценки эффективности проекта служат следующие критерии:
-положительное отношение к реализации данного проекта-100%
-участие родителей в проводных мероприятиях – не менее -70%
-Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу – 100%.
-Положительный психологический климат в группе – 100%;
-Положительное и доброжелательное взаимоотношение родителей со своими детьми – 90%;
-Успешная адаптация и социализация выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы.
1.Вовк Л.А. «Толерантность как способность понять и принять другого». Валеология: научно-практический журнал 2003г.
2.Гатагова Л. «Уроки толерантности или вражды? История «Первое сентября» 2002№33
3.КоломийченкоЛ.В. Новикова Е.В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста» 2010г.
4.Мириманова М. «Толерантность как проблема воспитания»2002г.
5.Орлова М. «Формирование толерантности у дошкольников» Дошкольное воспитание» 2003г.













Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved