23-06-2025
Голованчикова Ирина Анатольевна
преподаватель ГАПОУ НСО "Куйбышевский медицинский техникум"
Одним из приоритетных вопросов сегодня является смещение ориентиров с усвоенной информации на готовность будущего специалиста быстро принимать решения и действовать в стандартных и нестандартных ситуациях в своей профессиональной деятельности.
Формирование и развитие коммуникативной культуры на занятиях по психологии для будущих медицинских работников важно, так как профессия медицинского работника предполагает интенсивное и продолжительное общение с пациентами, их родственниками и медицинским персоналом. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность специалиста.
Коммуникативную компетентность медицинского работника можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который необходим индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе. Она определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который появляется и приобретает значимость в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.
Работу по формированию данной компетенции со студентами можно осуществлять с помощью разнообразных форм и методов обучения. Для освоения профессиональных и общих компетенций на практических занятиях по психологии обучающиеся выполняют разного рода задания, тем самым формируя умения устанавливать контакт с пациентом, читать невербальный язык, общаться при помощи жестов, формулировать вопросы и выстраивать беседу, соблюдая при этом этико-деонтологические нормы. Взаимодействуя с участниками лечебно-диагностического процесса обучающиеся осуществляют сбор информации, дают рекомендации по приему назначенных лекарственных препаратов, по подготовке к диагностическим процедурам, а также выполняют технологии простых медицинских услуг, объясняя суть вмешательств, ход процедуры. Важную роль играет и эмпатия будущего специалиста – способность к сочувствию, к сопереживанию, состраданию. Эмоциональное реагирование помогает установить психологический контакт с пациентом, получить более полную информацию о проблемах пациента, внушать ему уверенность в компетентности медработника, в адекватности лечебного процесса и успех выздоровления.
На практических занятиях, дабы сформировать умение общаться или коммуникативную компетенцию применяю такие интерактивные формы и методы обучения как дискуссия, работа в малых группах с элементами ролевой и деловой игры, публичное выступление, диалоги.
Используемый на занятиях метод дискуссии способствует формированию мышления, речи, коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулированию активности и инициативности, что немаловажно при общении, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений обучающихся.
Выполняя задания малыми группами или при разыгрывании ролей обращаю внимание на то, как обучающиеся устанавливают первичный контакт с пациентом, соблюдают дистанцию для комфорта, создают благоприятную психологическую обстановку, учитывая при этом возраст пациента, его коммуникативные способности. Очень важным моментом является, и то, как обучающийся начинает беседу с пациентом, приветствует и представляется, проводит идентификацию, при беседе поощряет ли пациента к выражению эмоций, проявляет ли эмоции сам. Получив навыки общения, студенты закрепляют их в дальнейшем при непосредственном контакте с пациентами на базах практического обучения, где более четко прослеживаются все этапы формирования коммуникативной компетентности, начиная со сбора информации и заканчивая выполнением практических манипуляций.
Важными принципами педагогического общения, лежащими в основе формирования коммуникативной культуры, является система организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и студента, обмен информацией, который оказывает воспитательное воздействия с помощью коммуникативных средств.
Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной культуры личности, являются:
ориентация процесса подготовки на повышение коммуникативной культуры будущих медицинских специалистов;
создание системы психолого-педагогической диагностики, способствующей познавательной эффективности учебного процесса;
использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}