ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

16-04-2025

Сабирзянова Ляля Хабировна

учитель английского языка МБОУ "Гимназия №27 с татарским языком обучения имени Хади Такташа" г.Казани

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Сабирзянова Ляля Хабировна
МБОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения имени
Хади Такташа» (г.Казань, Россия)
Резюме: статья посвящена применению технологии веб-квестов при организации учебного процесса по иностранному языку в школе. В процессе овладения данной технологией у обучающихся формируется представление о будущей профессиональной деятельности в ее динамике, они приобретают бесценный опыт, как предметно-профессиональный, так и социальный.
Abstract: the article is devoted to the application of web-quest technology in the organization of the educational process in a foreign language at school. In the process of mastering this technology, students form an idea of their future professional activity in its dynamics, they gain invaluable experience, both subject-professional and social.
Ключевые слова: веб-квесты, обучение иностранному языку, технологии, творческую активность, ролевая игра.
Key words: web-quests, teaching a foreign language, technology, creative activity, role-playing game.
Основной целью обучения иностранному языку в школе является достижение условия, позволяющего пользоваться иностранным языком практически, своевременно ознакомиться с новыми технологиями, достижениями науки и техники. Поэтому организация учебного процесса по иностранному языку в школе предполагает, прежде всего, его коммуникативную направленность, а также максимальный учет потребностей, интересов и личностных особенностей обучаемого, который основывается на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с учителем, что подразумевает творческую активность учащихся и их личную ответственность за результативность обучения. Этим условиям отвечает использование технологии веб-квестов.
Веб-квест (WebQuest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться различной степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов [2]: для кратковременной (с целью углубления знаний и их интеграции; рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (с целью углубления и преобразования знаний учащихся; рассчитаны на длительный срок - четверть или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов
К основным требованиям, предъявляемым к образовательному веб-квесту, предназначенному для самостоятельной работы с ним учащегося, можно отнести следующие. Веб-квест должен иметь [1]:
• ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
• центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
• cписок информационных ресурсов (в электронном виде - на флеш-носителях, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным;
• описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы);
• руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц - для избежания технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата изученного ими материала и др.);
• заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
B. Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов [3]:
1. Пересказ (retelling) => демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: презентации, плаката, рассказа
2. Компиляционные
(compilation tasks) => трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени
3. Загадки
(mystery tasks) => выводы на основе противоречивых
фактов
4. Журналистские
(journalistic tasks) => объективное изложение информа-ции (разделение мнений и фактов)
5. Конструкторские
(design tasks) => разработка плана или проекта на основе заданных условий
6. Творческие (creative product tasks) => творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика
7. Решение спорных проблем (consensus building tasks) => выработка решения по острой проблеме
8. Убеждающие
(persuasion tasks) => склонение на свою сторону оппонентов
или нейтрально настроенных лиц
9. Самопознание
(self-knowledge tasks) => любые аспекты исследования личности
10.Аналитические
(analytical tasks) => поиск и систематизация информации
11.Оценочные
(judgment tasks) => обоснование определенной точки
зрения
12. Научные
(scientific tasks) => изучение различных явлений, откры-тий, фактов на основе уникальных он-лайн источников
Следует отметить, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами глобальной сети. В связи с этим эффективная интеграция веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:
• является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
• сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над веб-квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Итак, резюмируя вышесказанное, отметим следующие преимущества использования технологии веб-квестов:
1. Технология веб-квестов универсальна по отношению к подготовке обучающегося, желающего и способного в дальнейшем саморазвиваться в выбранной профессиональной среде, так как она, во-первых, стимулирует практическую профессиональную деятельность личности, позволяя формировать набор необходимых навыков, и, во-вторых, позволяет с наименьшими затратами способом создавать условия деятельности, максимально приближенные к реальным.
2. Работая с веб-квестами, ученики получают возможность практического применения полученных знаний, умений и навыков, то есть осуществляется непосредственная связь между приобретением знаний и их использованием в решении профессиональных задач.
3. В процессе овладения данной технологией у обучающихся формируется представление о будущем применении знаний иностранного языка в ее динамике, они приобретают бесценный опыт, как предметно-профессиональный, так и социальный, в том числе опыт принятия индивидуальных и совместных решений, происходит развитие профессионального теоретического и практического мышления, формируется познавательная и профессиональная мотивация.

Список использованной литературы:
1. Е. Н. Ястребцева, Я. С. Быховский. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – C. 216.
2. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
3. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. - http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html





Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved