Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

25-02-2024

Ибраева Наталья Сергеевна

учитель обществознания МБОУ СШ №9 с.п. Мулино Володарского муниципального округа

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
Ибраева Наталья Сергеевна,
учитель истории и обществознания МБОУ СШ №9 с.п. Мулино Володарского муниципального округа
Сложно представить успешного человека, не умеющего излагать свои мысли, приводить доводы , убеждать и переубеждать других, запинающегося на публике, не умеющего слушать и адекватно реагировать на вопросы и реплики окружающих. Коммуникативные универсальные учебные действия направлены прежде всего на развитие личности обучающихся.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[1].
Цель данной статьи - поделиться опытом работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во вне урочное время с использованием новых педагогических технологий. Подростковый период, для которого ведущим видом деятельности является общение, считается наиболее благоприятным для развития коммуникативной компетентности. Именно в этот период приобретаются навыки социального взаимодействия, происходит интенсивное установление контактов со сверстниками, лицами противоположного пола, происходит личностное развитие подростка.
В этот период очень важно научить подростка слушать и слышать других, уметь донести свою мысль, убедить в своей правоте, уметь сотрудничать с другими людьми: со сверстниками, младшими, родителями, учителями и другими взрослыми.
Для этого необходимо создать соответствующие условия. Формирование коммуникативных универсальных действий происходит как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочное время.
Огромными возможностями обладает групповая форма работы. На первых порах работа организуется в парах. Обучающимся предлагается пересказ текста по предварительно обсуждённому плану. Нужно услышать другого, оценить его пересказ, используя критерии. Затем задание усложняется, им необходимо выполнить совместное задание. Сотрудничество в группе развивает навыки общения, создаёт положительную мотивацию, пробуждает познавательный интерес, делает обучение более комфортным. Если на начальном этапе обучения учитель помогает согласовывать действия в группе, распределять роли, сообщает приёмы работы, учит обсуждать результаты работы, то по мере овладения навыками совместной работы дети переходят к новым - партнёрским отношениям.
Новые современные технологии способствуют эффективному развитию коммуникативных компетенций. Одна из таких технологий - технология критического мышления. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Эта технология не только развивает познавательные УУД, но и коммуникативные. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями[3]. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетентности [7]. Так, например, изучая социальную сферу по теме урока "Семья- состояние кризиса или поиски счастья?", для обучающихся были подобраны статьи из СМИ, из работ современных социологов, статистические данные. Группам предлагалось взять на себя различные роли: супругов, детей, церкви, школы; определиться с позицией, вычленить проблемы в соответствии с ролью, предложить решения. Естественно, что равнодушных и скучающих на таких уроках нет. Принятие на себя определённой роли помогает взглянуть на проблему с разных сторон, лучше понимать других.
На протяжении пяти лет мы активно используем метод дискуссии не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В рамках проекта ЦИО "Одарённость в каждом ученике" при Пермском педагогическом университете ежегодно проводим дебаты по форме оксфордских дебатов. Темы для дебатов выбираем актуальные для детей. Для участия приглашаем обучающихся из своего и соседних районов. Заранее рассылаем положение, где разработаны все условия проведения, правила. Тема для дебатов формулируется в виде утверждения. В игре участвуют одновременно две команды. Одна из команд - "утверждающая сторона", другая - "отрицающая сторона". Несмотря на то, что игра проходит в устной форме, для играющих очень важно услышать и записать аргументы противоположной стороны, с тем, чтобы в дальнейшем их опровергнуть. В игре формируется и диалогическая речь, так как в команде обсуждаются аргументы, определяется последовательность выступления, и устная речь, когда каждый участник должен выступить перед слушателями, причём в ограниченное время (2-3 минуты). Одной из проблем для участников оказалось неумение задавать вопросы соперникам. Составной частью любой дискуссии является постановка вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос позволит получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающих, активизировать внимание, направить обсуждение в нужное русло. Задать вопрос намного сложнее, чем ответить на него, часто вместо вопроса, участники дебатов высказывали суждения.
После завершения игры, пока судьи подсчитывали баллы, подводили итоги, проводим рефлексию, что получилось, над чем ещё предстоит работать, какие темы хотелось бы ещё обсудить.
Таким образом, коммуникативная компетентность обучающихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного использования различных форм сотрудничества, современных образовательных технологий и общения как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/Под редакцией А,Г. Асмолова/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская, О.А.Карабанова, С.В.Молчанов, Н.Г.Салмина. - М., 2008.
3. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, Система заданий, пособие для учителя, под редакцией А,Г. Асмолова/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская, М., 2013.
5. http://gtmarket.ru/concepts/7226
6. http://debater.ru/materials-books6-3.htm
7. http://www.chrio.cap.ru/Spec/SiteMap.aspx/?id=1919124

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved