12-04-2024
Маняфова Танзиля Исхаковна
воспитатель МАДОУ № 82
г. Томск
Что знает о сказке, о её возможностях современный человек? Зачастую, если он не занимается этим профессионально, его знания ограничиваются определением из словаря: «Сказка – один из основных жанров фольклора, этическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [1]. А что если опровергнуть слова: «с установкой на вымысел»? С древних времён сказка выполняла очень важную функцию: она отражала социальные отношения, она учила. И эти знания имеют прямое отношение и к нашей жизни.
Одними из основных принципов ФГОС являются принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром и принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Поэтому, многие современные воспитатели используют сказки в воспитательных и образовательных целях, пользуются элементами сказкотерапии для формирования эмоциональной сферы дошкольника. И мы, в нашем Центре развития ребёнка, активно пользуемся этими приёмами обучения. В рамках данной статьи я хочу поделиться опытом, раскрывающим особенности использования приёма сказкотерапии в процессе ознакомлении детей с природными явлениями и экологическом воспитании.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый, нереальный мир, активно участвует в нём, творчески преобразует его. Но нереальным он кажется только нам, взрослым. Ребёнок же, перевоплощаясь в фей, колдунов, животных, растения, насекомых, пропускает через себя волнения, проблемы своего героя, лучше запоминает при этом данный педагогом учебный материал. [2]Заметим, что при этом перевоплощении эффективно решаются и воспитательные задачи. Экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм:
• экскурсии и прогулки;
• НОД ;
• наблюдения в природе;
• досуги и развлечения;
• игры;
• практическая работа (опыты);
• игры с элементами сказкотерапии.
Последние (игры с элементами сказкотерапии) особенно любимы детьми дошкольного возраста. Использование элементов сказкотерапии в работе по экологическому образованию дошкольников предполагает реализацию трёх базовых модулей.
Первый модуль – ознакомительный. Дети получают определённые знания на занятиях-путешествиях в сказку. Отправляясь в сказку, дети знакомятся с определёнными природными явлениями. Например, узнают чёткую последовательность времён года; получают знания о растительном и животном мире нашего леса. По мере погружения в сказку происходит смена явлений, которые дети переживают одно за другим. Так, если дети в зимнем лесу, они мёрзнут от холода, укрывают ёлочку слоем снега, спасают синицу, спрятав её за пазуху. Если погружение в сказку сопровождается звуками леса, классической музыкой, притушенным освещением, это, безусловно, делает обстановку волшебной, таинственной. И всё происходящее ещё больше заинтересует ребёнка, сильнее привлечёт его внимание. Ведь не секрет, что детей всегда привлекает что-то таинственное, яркое, так как внимание ребёнка является непроизвольным. Если сказка понравится детям, можно рассказать её ещё раз, включая новые знания о природе.
Второй модуль – коррекционно-развивающий. В его рамках формируется навык свободного оперирования знаниями о природе. Во время путешествий в сказку на этом этапе работы, дети от пассивного проигрывания ситуаций с помощью воспитателя переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду. Например, на занятии «Путешествие в зимний парк» дети решают проблему, как сохранить деревья и кустарники в зимнюю стужу (укрыть толстым слоем снега). Или на занятии «Весёлая путаница» дети помогают муравью добраться до своего дома – муравейника, одновременно закрепляя строение насекомых разного вида и их способы передвижения (бабочка летает, кузнечик прыгает, сороконожка бегает и имеет много ног, а не две).
На этапе третьего – интеграционного модуля решаются сложные дидактические задачи, направленные на развитие всей познавательной деятельности в целом (закрепляются обобщающие понятия, классифицируются признаки, развивается речь, аналитическая деятельность, воображение). Например, на занятиях-путешествиях в сказку, на определённом этапе, воспитатель прекращает вести детей за собой по сказке, детям предлагается придумать конец истории, найти выход из тупика, заменить отрицательный исход на положительный путём решения какой – либо дидактической задачи.
«Зима, весна, лето, осень – времена года. Запомни, малыш», «Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы» – втолковывает воспитатель. Это сложно запомнить ребёнку, да и довольно скучно. Интереснее и полезней отправиться вместе с падчерицей из сказки С.Маршака «12 месяцев» в зимний лес за подснежниками, мерзнуть на ветру в феврале (упражнение на дыхание «Дует ветер»), радоваться солнечным лучам и журчанию воды в июне (упражнение на релаксацию «Водопад»), вдыхать аромат первоцветов (упражнение для пальчиков «Цветок»).
В результате всей работы есть позитивные аспекты:
– сформировано начало экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Человек – частица мира, часть природы. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее его знания о нём, реализация его творческих способностей в природе.
Литература.
1. Даль В.И. «Толковый словарь».- Москва, 1983.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии».- Санкт -Петербург,1999.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://rosobrped.ru/doc/661a01c81f7ed-статья.docx