04-03-2025
Цветкова Светлана Алексеевна
учитель истории и обществознания
Технологическая карта урока
методическая тема
Формирование интереса учащихся к роли личности в истории.
класс
7
Дата урока
18.03.2016
Тема блока
Россия при первых Романовых
Тема урока
Царь Алексей Михайлович
Тип урока
комбинированный
Технология построения урока
1. Организационный этап
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание
3. Актуализация знаний. Введение в проблему
4. Изучение нового материала
5. Контроль: самостоятельная работа
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Цель урока
Создание условий для проявления интереса учащихся к правлению царя Алексея Михайловича
Задачи урока
1.Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой, источниками.
2.Формировать навыки составления краткой характеристики личности в истории.
3.Продолжить формирование умения делать выводы ,проводить анализ исторического источника
4. Продолжить работу с терминами и понятиями.
5.Приобщить к истокам культурно-исторического наследия, интерес к его познанию.
Формы и методы обучения
Методы: словесный, практический, частично-поисковый
Формы: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная
Основные понятия и термины
Земский Собор, Приказы, челобитная ,»белые слободы», тягло, Уложение
Планируемые результаты
Предметные: Владение знаниями о личности царя, значительных событиях, происходивших в начале правления Алексея Михайловича. Умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по теме урока.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, роли личности в истории (Алексею Михайловичу); способности к самооценке своей деятельности на уроке; потребности в самовыражении через работу-исследование с источником и электронным носителем заданий по теме, уважения и восхищения к памятникам истории и культуры.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Учиться преобразованию практической задачи в познавательную.
Познавательные: с помощью учителя структурировать текст параграфа, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Давать определение понятиям. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работать в группе- устанавливать рабочие отношения; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Материалы и инструменты
Учебник, рабочая тетрадь, исторические источники, дополнительная литература.
Ожидаемый результат
умение характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича
оборудование
Карта «Россия в XVII», электронный носитель с заданиями, карточки из раздаточного материала.
Эпиграф к уроку
« Мало, что умный человек, окинув глазами памятники веков, скажет нам свои примечания: мы должны сами видеть действия и действующих, тогда знаем Историю».
Н.М.Карамзин
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Инструментарий учителя
Формируемые УУД
Результат взаимодействия
Методы и приёмы
Дидактический материал
1.Органи-зационный
Приветствует учащихся , проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя , показывают готовность к уроку
Фронтальная беседа
Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок
Слушают учителя. Порядок на рабочем месте.
2.Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Зачитывает эпиграф к уроку.
Продолжаем изучать исторический блок «Россия пи первых Романовых».
Тема урока : Царь Алексей Михайлович.
Русские историки 30-летнее правление царя называют «знаменитым царствованием»
Чем же оно было знаменито?. В течение нескольких уроков мы будем решать эту проблему
Называет цель и задачи урока
Слушают учителя, формулируют учебные задачи.
Ставят задачи на урок вместе с учителем
Записывают в тетради тему урока, даты жизни и правления царя.
Фронтальная беседа
Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.
Поставлена цель урока, обозначена проблема. Четко сформулированы задачи.
3.Актуализация знаний
1.Предлагаю открыть второй форзац учебника. Обратите внимание на нижний ряд-XVIIвек. С какими личностями мы уже познакомились на уроках и можем дать оценку их деятельности?
Обращает внимание на остальных исторических деятелей, о которых узнают позже.
Задает вопрос 3 стр.109, учебник(Е.В.Пчелов. П.В.Лукин,ИКС)
Почему период правления Михаила Федоровича(точнее до 1633г) можно назвать«двоевластием»?
Отвечают на вопросы учителя.
Коллективная и индивидуальная
Учебник, портреты личностей,
карта «Россия в XVIIв»
Карточки из раздаточного материала
Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других.
Принимают учебную задачу.
Закрепляют ранее изученный материал по теме.
Дают определение терминам.
4.Изучение нового материала.
1. Практическая работа с элементом исследования по источнику.(Какой должна быть личность? Как надо относиться к должности?)
2.Давайте познакомимся с личностью царя. Предлагаю открыть стр.44. портрет: Алексей Михайлович.стр.
45-алмазный трон царя.( вопрос: есть ли трон у нашего президента?)
2. прочитайте внимательно текст, составьте синквейн(краткая характеристика царя)
3.Какие значительные события произошли в начале правления царя? Учитель рассказывает о большом влиянии на юного государя боярина Б.И.Морозова.
4.Учитель кратко информирует о личной(семейной жизни Алексея Михайловича)
Работают с источником.(Вирши. С. Полоцкий)
С.Полоцкий-воспитатель детей царя Алексея Михайловича.
Работают с учебником, отвечают на поставленный вопрос.
Работают с текстом стр.45-46
Работа в парах
индивидуальная
Работа в группах
индивидуальная
Учебник стр.44-45.
Текст «Соляной бунт»:
Причины, повод, действия, участники, результаты
Регулятивные:
Учатся преобразованию практической задачи в познавательную.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: осуществляют поиск информации, применяют знания в новой ситуации. Личностные: формирование интереса к роли личности в истории (Алексею Михайловичу);
Дают определение терминам и понятиям
Личностные: потребность в самовыражении и самореализации через ответы на задание учителя
Привитие интереса к личности.
Делают выводы, пересказывают содержание документа современным языком.
Проявляют интерес
к информации
Дают устные ответы по группам, опираясь на синквейн
Проявляют интерес к новому учебному материалу,
Составляют схему
5.Контроль: самостоятельная работа
6.Домашнее задание
7.Рефлексия
Закрепление полученных знаний
П.8(16-ИКС) в.1, 2
Составить исторический портрет Алексея Михайловича как правителя и человека.
Покажите, как усвоили материал на уроке
1.Выполняют задание №1и 3
2. работа с электронным носителем заданий
Используют цвета «Светофора»
Индивидуальная
Работа в парах
Рабочая тетрадь
Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала
Оценка и самооценка деятельности на уроке
Принимают и сохраняют учебную задачу для выполнения задания
Зелёный-всё понятно,интересно
Жёлтый-ещё поработаю дополнительно,;
Красный-ничего не понятно, не интересно.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}