15-09-2025
Шевчук Ксения Юрьевна
педагог - психолог
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников с нарушениями интеллектуального развития
Незрелость личности ребенка с интеллектуальным нарушениями отчетливо обнаруживается в недоразвитии специфических особенностях его эмоционально – волевой сферы, которое связано, преимущественно, с недостаточной сформированностью произвольности психики ребенка.
Так, для младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерно недоразвитие эмоций: недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления эмоций, недоступны спонтанные и тонкие переживания, они все сводят к простым и элементарным. Эмоции детей поверхности, очень неустойчивы, подвержены быстрым и резким изменениям часто без видимых внешних причин. При истолковании эмоциональных состояний других людей или персонажей на картинках дети допускают грубые ошибки, искажают эмоциональные состояния. Кроме того, детям трудно выразить свое эмоциональное состояние это происходит по нескольким причинам:
1) Недостаточная осознанность своих собственных эмоциональных переживаний;
2) Трудности словесных обозначений данных состояний.
Дети младшего школьного возраста легко переключаются с одного вида переживаний на другое, у них наблюдается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, отсутствие опосредованной мотивации. Они не способны подавлять аффективные вспышки гнева, агрессии, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и в играх следуют за другими детьми.
Исследования показали, выраженную потребность у детей с интеллектуальными нарушениями в чувстве покоя и безопасности, необходимости положительных эмоциональных отношений с окружающими. У всех детей наблюдается потребность в одобрении со стороны взрослого и признании себя. Кроме того, дети испытывают удовольствие от удовлетворения физических или физиологических потребностей.
Мотивационная сфера детей с интеллектуальными нарушениями так же, как и эмоциональная имеет ряд особенностей. Отмечается незрелость мотивационно- потребностной сферы детей, их мало развитую любознательность, слабую выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность ее мотивов, недостаточную сформированность социальных потребностей. Для таких детей характерна короткая (близкая) мотивация деятельности, направленная на выполнение отдельных операций и действий, а не на задания в целом. Мотивы, побуждающие ребенка к выполнению определенной деятельности, слабо выражены и кратковременные, что требует дополнительного подкрепления со стороны.
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте оказываются ситуативными, весьма неустойчивыми и формируются крайне медленно. Эмоционально окрашенное отношение ученика к учителю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности и способствуют выработке положительного отношения к обучению в целом.
Преобладающие мотивы:
игровой мотив;
внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив;
мотив получения отметки.
В процессе школьного обучения, дети с интеллектуальными нарушениями руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения ее условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определенной цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели.
Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается по большей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов, по сравнению с нормой, сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития.
Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Работа по формированию мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию:
-активной позиции школьника,
-положительного отношения к учебе, познавательного интереса.
Для формирования активной позиции школьника необходимо активизировать у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:
- формирование положительного отношения к делам;
- выполнение заданий-поручений;
- воспитание ответственности за свою работу.
Необходимо обеспечивать у обучающихся ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий и переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности («Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»).
Для формирования активной позиции школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.
Условия формирование положительного отношения к учебе:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке;
- создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;
- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.
Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.
Положительное отношение к учению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует обучающегося к ещё более лучшему отношению к школе.
Для развития познавательных интересов необходимо:
- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;
- источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;
- на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.
- использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.
- очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).
Эффективность учебного процесса повысит использование проблемного обучения, развивающих методов, интегрированных уроков. Необходимо так же совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}