Особенности коррекции двигательных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.

23-04-2025

Ашихмина Нина Аркадьевна

учитель Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья д. Удмуртский Сурвай Унинского района»

Особенности коррекции двигательных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно стями для коррекции и развития координационных способностей, рав новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу ющими дидактическими правилами:
1)создавать максимальный запас простых движений с их по степенным усложнением;
2)стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3)максимально активизировать познавательную деятельность;
4)ориентироваться на сохранные функции, сензитивные перио ды развития и потенциальные возможности ребенка;
5)при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6)упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз вивают ассоциативную память.
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи вания туловища.
Ходьба служит основным спо собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напря жение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон тулови ща или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами явля ются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неуме ние приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый тол чок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не участие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятель ную функцию, развивая разнообразные координационные способ ности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Коррекция лазания и перелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезания через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, коор динации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезания корригиру ют недостатки психической деятельности - страх, завышенную са мооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных си туациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий ис пользуются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо осво ение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообра зии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, диффе ренцировку усилий и пространства, без которых невозможно освое ние письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для ак тивизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь - мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, лен ты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи -ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, иг рушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, са мостоятельно.
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и ос таточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняе мых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучае мых сложных движений.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение тулови ща и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы по звоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипо тонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее ти пичные ее формы.
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, в которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы.
Типичные нарушения осанки.
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены вперед, живот выпячен.
3. Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
4. Сколиоз. Боковое искривление позвоночника. Асимметрия плечевого пояса
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформа цией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положе нии таза и позвоночника.
У многих умственно отсталых школьни ков мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или паралича ми отдельных мышечных групп.
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у верти кальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положени ями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое разви тие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конеч ностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, под вижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, ос вещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комп лексное воздействие самых разнообразных упражнений на все груп пы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенно го типа осанки.

Коррекция дыхания
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом ды хания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользо ваться груд

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved