МБОУ "КУРКАЧИНСКАЯ СОШ"

20-04-2025

Хафизова Раиса Раисовна

учитель


Читательская грамотность на уроках иностранного языка.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания
Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:
1) Текст должен быть ученику интересен.
2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.
3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.
7) Текст должен развивать кругозор.
8) Текст может быть взят из "реальной жизни"
9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
12) При необходимости нужно адаптировать текст.
13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
14) В тексте не должно быть ошибок.
15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.


При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:
1) Задания должны быть пронумерованы.
2) К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция.
3) Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.
4) Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.
5) В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).
6) Шрифт должен быть легко читаемым.
7) Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
8) Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности.
9) Задания должны соответствовать цели. Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат.
10) Задания должны быть разного уровня сложности.

Приемы и упражнения на формирование читательской грамотности.
«Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
«Предположения»
Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь.

«Ассоциации и предположения»
Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:
1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?
2) О чем, по-вашему мнению, этот текст?
3) Откуда возможно взят данный текст?

«Кластер» - графическая организация материала.
Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер может быть использован на разных стадиях урока.
Позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности.
По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

«Слушаем и читаем»
Учащиеся слушают и одновременно следят по тексту.

«Слушаем и повторяем»
Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, а также отрабатывает произношение.

«Рифмы»
Учащиеся должны найти рифмующиеся слова, как правило это задание используется в стихотворениях, но может быть применимо и к рассказам.

«Поиск грамматических форм и конструкций»
Учащиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.

«Эхо»
Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают.

«Диктант-фантазия»
Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.

«Бинго»
Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его.

«Дискуссия»
Учитель задает вопрос в соответствии с темой текста, который предполагает обмен мнениями и обсуждение между учащимися.

«Иллюстрация»
Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т.д.)

«Заучивание»
Учащиеся заучивают часть текста наизусть, применимо как к стихотворениям, так и к другим жанрам.


«Что если…»
Учащиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы сделали в такой ситуации.

«Ответы на вопросы»
Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или учащиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.

«Озаглавь текст»
Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

«Изменение временной формы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

«Придумай концовку текста»
Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.


"Глоссарий"
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

"Чтение с остановками"
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
\

"Синквейн"
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы).
“True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»).
Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.
«Дефиниции»
Учащиеся соотносят слова, которые встречают в тексте, с их значениями, или дефинициями.
Развитие читательской грамотности на уроках иностранного языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.





Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved