Организация работы с одаренными детьми

28-05-2025

Федянина Марина Петровна

учитель английского языка МБОУ СОШ № 1 Артемовского городского округа

Система работы с одарёнными детьми посвящёна комплексу исследований для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.
Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач школьного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Пояснительная записка.
В МБОУ «Средней общеобразовательной школе №1» Артемовского городского округа создана хорошая материальная база для подготовки к школьному, муниципальному и региональному этапу Олимпиады по английскому языку и работе с одаренными детьми. В школе есть современные оборудованные кабинеты. В течение нескольких лет ученики школы становились победителями и призерами муниципального, регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Артемовского городского округа создана неплохая материальная база для работы с одаренными детьми и подготовки к устному и теоретическому этапу Олимпиады. В течение нескольких лет ученики школы становились победителями и призерами муниципального, регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады по «Английскому языку».
Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
• имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
• дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
• дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
• дети с высокими творческими (художественными) способностями;
• дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
• учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей в области «Иностранный язык»; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
• выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика в области «иностранный язык»
• проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои интеллектуальные способности.
• произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
• предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
• воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
• поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Этапы реализации.
Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2024 по 2028 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2024 года.
Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2024 года, первое и второе полугодия 2025, 2026, 2028 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2028 года)
Формы работы с одаренными детьми.
• Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
• Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
• Участие в школьных и районных олимпиадах по предмету «Английский язык»
• Языковые конкурсы, спортивные, военно-спортивные соревнования.
• Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
• Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, ВУЗами и родителями учащихся.
• Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
o Развитие потенциала детей.
o Повышение качества подготовки учащихся на всех этапах олимпиады.
o Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
o Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Структура работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
• выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.
• ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
• переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементам

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved