23-09-2025
Андрейченко Светлана Алексеевна
Воспитатель, МБДОУ д/с № 46 г. Новосибирск
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в применении театрализованной игры для развития коммуникативных способностей у дошкольников
Задачи мастер-класса:
-Побудить к широкому использованию театрализованной деятельности в детском саду.
-Научить педагогов некоторым приемам театрализованной игры.
- Привлечь внимание педагогов к театрализованным играм для развития коммуникативных способностей у дошкольников
Участники: педагоги.
Форма проведения мастер-класса:
- лекция с элементами презентации + практическая работа.
Оформление:
- презентация по теме мастер-класса;
«Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей» Л. С. Выгодский.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть.
Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Актуальность:
Счастье - когда ты умеешь быть понятным и cамим собой, и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них, - зависит очень многое. Все мы без исключения хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми – помочь ребенку.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы, и дети могут проявлять: робость, скованность.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, театрализованные игры и явились одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
2. Теоретическая часть.
В каждой группе есть дети, которые с трудом вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками: не проявляют доброжелательности друг к другу, не могут самостоятельно договориться, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С трудом могут планировать свою деятельность, не умеют самостоятельно фантазировать, не используют средства выразительности. Дети не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос. Во время общения чувствуют себя смущенно.
Наличие таких детей в моей группы побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованным играм.
Для ребенка игра – это способ знакомства с теми ролями, которые ему предстоит играть, став взрослым. Почти в каждой игре есть партнер, и возникает необходимость соблюдения правил партнерства, правил общения, коммуникации. Театральная игра всегда ставит ребенка в такие условия, и он, принимая на себя разные роли, учится общаться в разных ситуациях (жизненных, фантастических).
Детям нужны активные игры, развивающие их коммуникативные навыки, в которых нужны согласованные действия, взаимопомощь. Театрализованные игры учат детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, подражать положительным героям, учат взаимодействовать в различных ситуациях. Они воспитывают у детей такие качества личности как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать другим людям, чувство взаимопомощи. У детей развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Детям нравится быть актерами, они легко вживаются в роль своего персонажа. Дети становятся более контактными, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Предлагаю вашему вниманию ряд игр с элементами театрализации на развитие коммуникации у дошкольников.
1. Речевые игры и упражнения.
Они развивают чистоту произношения, выразительность речи, память, воображение, совершенствуют интонационную окраску речи, развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Это упражнения и игры на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на опору дыхания, игры на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом.
Все мы используем в своей практике артикуляционную гимнастику, наши дети любят играть с «язычками».
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Игра «В магазине» Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.
2. Игры на развитие внимания и памяти.
Развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
«Опиши игрушку!», «Забывчивый художник», «Прогулка в картинках»
«Непривычный предмет»
Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения.
Разместим его на видном месте. Спросим, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для детей – найти «гостей» в группе.
3. Этюды на выражение основных эмоций.
Способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Например: «Вкусные конфеты» Ход: у девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. Мимика: жевательные движения, улыбка. По лицам видно, что угощение вкусное.,
«Кушаю лимон», «Кошка выпрашивает колбасу», «Жарко-холодно», «Мне грустно» и др.
4. Этюды на выразительность жестов.
Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение. Например: «Тише», «Лисичка подслушивает», «Поймай бабочку», «По камешкам», «Снежки» и др.
5. Игры-ситуации.
Развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
«Не хочу манной каши!», «Больной зуб», «Капризуля», «Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его», «Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним» и др.
6. Игры–стихи.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту, самостоятельно подбирают выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
7. Игры с воображаемым объектом развивают детское воображение. Обучают детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
«Превращение предмета», «Новая игрушка», «Котенок»
8. Игры на имитацию движений. Игры – пантомимы развивают у детей творческое мышление, учат корректному выражению чувств и эмоций, раскрепощают, снимают скованность.
«Покажи предмет», «Покажи действие»
«Колдун»
Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.
“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали.
Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
9. Игры на мышечное напряжение и расслабление дают почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. А спокойное состояние необходимо для дружеского общения с партнерами.
«Деревянные и тряпичные куклы», «Маятник», «Мельница», «Великаны и гномы»
10. Игры- драматизации развивают умения детей, создавая образ героя, находить выразительные средства в мимике, жестах, движениях, интонациях. С помощью игр- драматизаций пополняется словарный запас детей, образный строй речи. За основу берутся стихи, мини- сценки, сказки.
11. Ролевые игры
С использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность.
12. Игры в кукольный театр
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Игра «Сказки наизнанку» (Педагог предлагает детям придумать варианты сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке)
В заключение хочу сказать, что подобных игр очень много, их использование в работе по развитию коммуникативных способностей оправдано, а эффект заметен. Дети раскрепощаются, начинают фантазировать, творчески придумывать свои варианты, общаться, реагировать на поведение партнеров. А эти навыки пригодятся детям в жизни.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}