09-09-2025
Митрохина Елена Петровна
учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса
« Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого»
Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, развивать речь, мышление, привить любовь к близким и окружающим людям.
Оборудование: презентация, выставка книг.
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Послушайте строки и скажите, о ком ведется речь.
«Родился я и провел детство в деревне Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню…..» (о Л.Н.Толстом)
-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. Мы поедем на необычном поезде и будем останавливаться на чудесных станциях. Итак, отправляемся в путь. Я буду машинистом поезд, а вы пассажирами. За верный ответ будет выдаваться жетон.
3. Обобщение и систематизация знаний
Станция « Библиографическая»
- В каком году родился Л.Н.Толстой (1828)
-Где родился писатель ( В усадьбе Ясная Поляна Тульской области)
- По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России»... Какой? (Он был граф.)
- Где и для кого Лев Николаевич устроил школу? (В своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей.)
- По каким учебникам он учил детей? (Так как учебников не было, Толстой написал их сам. Так появились «Азбука» и «Четыре рус¬ские книги для чтения». По ним училось несколько поколений рус¬ских детей.)
Станция «Узнай героя»
1)«Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: Помогите, волк! Волк!» («Лгун».)
2) «Он никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нрави¬лись. Очень хотелось съесть. Он в горнице, он не удержался, схва¬тил одну сливу и съел». (Ваня.)
3)«Школа была за селом у церкви. Когда он шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но, когда он вышел к чу¬жим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака волчок. Он бросился бежать, собаки за ним. Он стал кри¬чать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:Куда ты, постреленок, один бежишь»? («Филлипок».)
4) Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. (Лев и собачка)
5) А один мужик сказал:
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!» (Как мужик убрал камень)
Станция «Угадать жанр произведения»
Лев Николаевич Толстой был очень талантливым человеком.
Сейчас я буду назвать произведение Л.Н.Толстого, а вы называете жанр.
1) «Два брата»- сказка
2) « Ученый сын» -басня
3) «Вольга- богатырь» -былина
4) «Акула»-рассказ
5) «Детство»-повесть
Станция «Пословицы и поговорки»
Это будут модернизированные пословицы и поговорки. Изме¬нив всего лишь одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
И еще задание: к каким произведениям J1.H. Толстого их можно отнести?
Назвался грузом — полезай в кузов. (Назвался груздем — полезай в кузов.)
После драки много хромых. (После драки много храбрых.)
Чтение — лучшее мучение. (Чтение — лучшее учение.) («Филлипок».)
Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд.)
Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вече¬ра, коли делать нечего.) («Филлипок».)
Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает.) (Как мужик убрал камень)
Станция «Угадать название произведений и героев по картинкам»
(в презентации)
«Лев и собачка»
«Филлипок»
«Котенок»
«Косточка»
«Прыжок»
4 Рефлексия.
Ребята, вам предлагается небольшая анкета, где вы напишите свои впечатления об уроке.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
5. Подведение итогов.
-Подведение итогов (подсчет жетонов, определение победителя)
-Ребята, скажите, чему учат нас произведения Л.Н. Толстого? (доброте, отзывчивости, честности)
Выставление оценок.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}