08-10-2024
Марянян Назик Бориковна
Учитель коррекционных классов детей с ОВЗ МОУ "СОШ №5"г.Ржев ,Тверская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа № 5. города Ржева Тверской области имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в 3 классе
«Воздух-невидимка»
Руководитель: Марянян Н.Б.
г. Ржев 2024г
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в 3 классе «Воздух-невидимка»
Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Обучающая: дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
2. Развивающая: развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
Ход совместной деятельности:
-Поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня мы свами отправимся в научное путешествие и полетим на воздушном шаре. А чтобы нам взлететь нам нужно сказать волшебные слова.
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетаем
Шар воздушный, как земля
Где живем и ты и я.
- Ребята, сегодня мне нужна ваша помощь, нам нужно найти невидимку. Послушайте загадку, отгадав ее вы узнаете, что за невидимку мы ищем.
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не виден он для нас. (воздух)
Правильно мы будем искать воздух.
- Ребята , а зачем нам воздух? А кто еще дышит воздухом? Поиграем в игру «Дышит-не дышит». Я буду называть разные предметы, если этому объекту нужен воздух, то вы должны хлопнуть в ладоши (люди, кошка, чемодан, дерево, божья коровка, стол, цветы, кузнечик).
-А теперь нам нужно обратиться к опытам. Для этого я приготовила нужные материалы. (пакет, банка, тазик с водой, шарик, трубочка, веер, пластиковый стакан, стакан с водой).
-Сегодня в проведении опытов нам будут помогать карточки. Они нам будут задавать вопросы, а мы будем отвечать.
1) Итак первая карточка нас спрашивает….Какого цвета воздух?
-Давайте мы это определим. Нам нужен пакет. Давайте мы поймаем нашего невидимку в пакет. Раз-два-три-воздух в пакете задержись.
- какой стал пакет (большой, значит в нем что то есть.
-На что он похож? (на подушку на ней можно полежать. Смешные ушки, он похож на какого то зверюшку.
-А что в пакете? (воздух)
- Почему мы его не видим? (он не видимый)
-Но через воздух мы можем увидеть какие - то предметы. Значит воздух какой? (прозрачный)
-Давайте воздух сравним с разноцветными предметами. Воздух не красный , не синий не зеленый. Значит он? ( бесцветный)
Вывод: мы ответили нашей карточке на вопрос? Да! (невидимый, прозрачный, бесцветный).
2) - Вторая карточка нам предлагает определить запах воздуха.
- откройте свой пакет и вдохните воздух. Есть запах?
-Значит у воздуха нет запаха. Но вспомните, если мама готовит на кухне что -то вкусненькое вы чувствуете? (ароматный вкусный запах)
-Значит воздух не имеет запаха, но он может переносить другие запахи. А сейчас нам понадобятся наш нос. Проведем эксперимент. Предлагаю детям сесть и закрыть глазки. Открываю баночку с чесноком, жареной картошкой, апельсином. Предлагаю детям с закрытыми глазами понюхать содержимое баночек.
Вывод: воздух не имеет запаха, но может переносить другие запахи.
3) - Третья карточка нам предлагает какая температура у воздуха?
- Возьмите свои ладошки и подышите на них как будто они замерзли. Вы чувствуете какой теплый ветерок на них подул. А теперь представьте , что ладошкам жарко и подуйте на них. Почувствовали прохладный ветерок?
-Значит воздух может быть каким? (теплым и холодным)
- Ребята, а какие вы знаете приборы, которые могут согреть воздух и охладить? (фен или обогреватель согревают воздух, вентилятор или кондиционер охлаждают)
-Ребята, а куда мы можем еще закрыть воздух? Даю вам подсказку. Эти предметы вам понадобятся , когда вы пойдете на речку (надувной матрас, круг, мячик и тд).
Вывод: воздух может быть теплым и холодным.
4) – Четвертая карточка спрашивает, а если у воздуха форма?
- воздух сегодня у нас был в пакете, в шарике.
- Какая форма у воздуха?
Вывод: воздух принимает форму той емкости, в которой находится.
5)-Пятая карточка нас спрашивает. У воздуха есть вес?
-Для этого опыта нам понадобятся весы и два воздушных шарика. Помещаем шарики на весы. Весы уравновешены. Один шарик протыкаем. Что произошло? Надутый шарик перевесил.
Вывод: воздух имеет вес.
6) Шестая карточка нам предлагает ответить может ли воздух двигать предметы?
-Для этого нам понадобятся пустые стаканчики. У нас есть внутри воздух , который мы выдуваем из себя и стаканчики начинают двигаться.
Игра « Стаканчики на перегонки».
Опыт с машинкой и шариком.
- Для этого я надую шарик и помещу в кузов машинки. А потоми из шарика надо выпустить воздух. Что произошло? (машинка поехала)
- Когда воздух стал вырываться из шарика, он сдвинул машинку с места и она поехала.
Вывод: воздух может приводить предметы в движение.
7) Последняя карточка нас спрашивает, а если воздух внутри нас?
Для этого сделаем дыхательную гимнастику.
-Положите руку на грудь, сделайте глубокий вдох через нос, а выдох через рот.
- А сейчас сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго вы сможете находится без воздуха? (нет) Без пищи человек может прожить много дней, без воды несколько дней, а без воздуха несколько минут.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый , но все же
Без воздуха мы жить не может
Рефлексия:
-Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
- воздух не имеет запаха, но может переносить другие запахи.
- воздух может быть теплым и холодным.
- воздух принимает форму той емкости, в которой находится.
-. воздух имеет вес.
- воздух может приводить предметы в движение.
- воздух находится внутри нас.
Карточки-помощники
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}