02-12-2024
Челпанова Ирина Данииловна
Учитель-дефектолог, МАДОУ д/с № 451
Использование ресурса сенсорной комнаты как здоровьесберегающей технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Проводником ребенку в мир «волшебства» (познания окружающего мира) и служит сенсорная комната.
С помощью интерактивного оборудования в сенсорной комнате создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Продуманное применение различных стимулов и, прежде всего, с учетом возрастных особен¬ностей детей, повышает эффективность коррекционно-развивающих занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Так, наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, выяснила, что дети предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому стремятся повторять действия и движения взрослого, им трудно долго сидеть без движения, труд¬но удерживать внимание, им сложно надолго оставаться в статичном состоянии. К тому же дети младшего дошкольного возраста легко перевозбуждаются. Мягкая среда и отсутствие опасных предметов в сенсорной комнате создает ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивает самостоятельность, навыки общения, способствует совершенствованию активных двигательных навыков, овладению схемой тела, зрительно-моторной координацией.
Возможность эффективного влияния сенсорной комнаты на развитие и коррекцию обеспечивается использованием всех составляющих этой комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и многофункциональные развивающие панели, а так же дидактические игры и упражнения. Сенсорная комната предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию зрительного восприятия, коррекции эмоциональной сферы были посиль-ными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удоволь¬ствие. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и арома¬тов, нежные звуки успокаивающей музыки.
Интерактивные световые панели активизируют внимание, повышают познавательный интерес, развивают различные функции и навыки.
Настенные панно «Звёздное небо», фиброптические волокна, световой шариковый бассейн переносят ребёнка в фантазийный мир и способствуют развитию тактильной чувствительности, психологическому комфорту, что особо важно в дошкольном возрасте. У ребёнка развивается воображение, творческое мышление, спокойствие и уверенность в себе.
Анализ опыта использования специального сенсорного оборудования в коррекционно-педагогической работе с детьми до¬казал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое, физическое и социальное развитие детей с ОВЗ.
Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями каждого ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно, но уже сегодня можно отметить большой потенциал применения различного дидактического и специального оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-педагогической работе с детьми с косоглазием и амблиопией.
Используемая литература:
1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов , работающих с детьми. СП.б .,2006.
2. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации». – М.: АРКТИ, 2010.
3. Маралов В.Г., Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://rosobrped.ru/doc/67567769b5ca4-по здоровьесбережению.docx