Интегрированный урок географии и математики "Звезды. Солнечная система. Выполнение упражнений и задач".

19-11-2025

Харченко Инна Николаевна

ГБОУ "Волновахская школа №2 Волновахского м.о." учитель географии

Интегрированный урок
Звезды. Солнце. Солнечная система. Выполнение упражнений и задач.

Цель: сформировать у учащихся знания о Солнце как ближайшей к нам звезде; объяснить строение Солнечной системы и движение планет вокруг Солнца; усовершенствовать технику вычислений; закрепить умения и навыки решения задач на движение; развивать логическое мышление путем выполнения упражнений практического характера, познавательную активность учащихся, творческие способности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, совершенствование навыков вычисления.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Звезды. Солнце. Солнечная система », учебник.
Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока
I. Организационный момент.
Дети! Я желаю Вам счастья, здоровья, добра, хорошего настроения и сотрудничества. Улыбнитесь друг другу и пожелайте что-нибудь приятное. На уроке мы работаем по правилам сотрудничества:
- Доброжелательность;
- Не перебивай тех, кто говорит;
- Никакой критики;
- Активность;
- Честность;
- Правдивость.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель математики.
Уважаемые дети! Сегодня на уроке мы будем путешествовать по просторам Вселенной, узнаем о строении Солнечной системы, определим расстояния между звездами. Знания по природоведению мы совместим со знаниями по математике.
Учитель географии.
Я предлагаю отгадать загадки (слайды презентации 2-6).
Вы наверное догадались, что тема нашего урока - это «Солнце. Солнечная система ». А сейчас вспомним, что такое звезды? (Ответы учащихся).
Учитель математики. (Слайды 7-8)
Звезд очень много и отличаются они друг от друга по размеру, цвету и температуре. Я предлагаю вам выполнить задание.
Найти соотношение между цветом и температурой звезд:
Красные 25000-30000 ° С
Желтые 2000-3000 ° С
Белые 10000-12000 ° С
Голубые 6000-7000 ° С

Прием «Удивляй».
Учитель географии.
Во все века, все народы обожествляли Солнце и поклонялись ему.
Опережающие задания.
Ученик. (Слайды 10-14)
Согласно представления древних греков, миром правили Боги, которые жили на горе Олимп. Солнце - сияющий Гелиос был сыном Зевса - верховного Бога. В переводе с греческого «Гелиос» и означает «Солнце». Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме на золотой колеснице, запряженной четверкой быстрых лошадей. Он каждое утро от восточного края неба правил через небосвод на запад, а дальше пересаживался на золотой лодке и плыл на ней морем до рассвета. Так греки объясняли движение Солнца. (Слайд 10)
Египтяне представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на золотой лодке (слайды 11-12).
Наши предки славяне поклонялись богу Солнца и называли его Ярило. Н. Островский в пьесе «Снегурочка» пишет:
... Свет и сила
Бог Ярило
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше ...

Ярила представляли в виде красивого юноши на коне (слайд 13).
Верования, обряды, традиции у разных народов связаны с представлением о Солнце. Например, на праздник Масленицы пекут блины, круглые, как Солнце. (Слайд 14)

III. Изучение нового материала.
Учитель математики.
Дети, давайте заполним анкету «Характеристика Солнца» (слайд 15)
1. Диаметр Солнца - 1390600 км
2. Во сколько раз Солнце больше Земли:
а) по диаметру - в 109 раз;
б) по объему - в 1300 тыс. раз;
в) по массе - в 333 тыс. раз
3. Расстояние между Землей и Солнцем - 150 млн. км
4. Возраст Солнца - 5 млрд. лет
5. Температура Солнца:
а) в центре - 15-16 млн. ° С
б) на поверхности - ?
А чтобы узнать температуру на поверхности Солнца давайте решим следующие упражнения:
1) 12 х 82 - 978 =? (6)
2) 736 : 23 - 224: 7 =? (0)
3) (100000 +100): 100100 - 1 =? (0)
4) 1860: 6 - 930: 3 =? (0)
Выяснилось, что температура на поверхности Солнца составляет 6000 ° С.

Физкультминутка.

Слайды презентации.

Учитель географии.
Солнце является центром нашей Солнечной системы. Оно вращается вокруг центра Галактики и вокруг оси. У нашего Солнца есть родственники. (Слайд 16).
Это 9 планет, обращающихся вокруг него по своим орбитам, их спутники. Кроме них в состав Солнечной системы входит кольцо из малых планет - астероидов. Пояс астероидов занимает широкую полосу между Марсом и Юпитером. Также в состав Солнечной системы входят десятки тысяч комет, метеоров и метеоритов.
Вернемся к схеме «Строение Солнечной системы». Вокруг Солнца вращаются 9 планет (2 сестры и 7 братьев Солнца).

Задание. Назовите планеты в порядке их удаленности от Солнца.
Выступление ученика. Происхождение названий планет.
Планета Меркурий носит имя древнеримского бога - покровителя прибыльной торговли.
Венера получила имя древнеримской богини любви.
Марс за свой красный цвет получил имя древнеримского бога войны.
Юпитер носит имя главного древнеримского бога-громовержца, имеет ярко-красный цвет.
Сатурн назван именем древнеримского бога земледелия и урожая.
Уран назван именем древнегреческого бога неба, имеет сине-зеленый цвет.
Нептун получил имя древнеримского бога морей, имеет насыщенный синий цвет.
Плутон носит имя бога подземного царства.

Учитель математики.
Дети, давайте вспомним, что означают данные цифры.

Цифровой лабиринт

150000000 1961
12 25000-30000
6000

88
365 (366)

1997 9



IV. Закрепление нового материала.
Учитель математики.
Математический практикум (на выбор).
Задача 1.
Самолет летит со скоростью 1000 км / час. Расстояние до ближайшей звезды - Солнца - 150000000 км. За какое время он преодолеет это расстояние?
Решение: t = S / V
1) 150 000 000: 1000 = 150000 (часов)
2) 150000: 24 = 6250 (ок)
3) 6250: 365 = 18 (лет)
Задача 2.
Расстояние от Земли до Солнца - 150000000 км. За какое время пройдет это расстояние солнечный свет, если скорость его распространения - 300000 км / с?
Решение: t = S / V, t = 150000000 км / 300000 км / с = 500 с = 8 мин. 20 с


Учитель географии.
Игра «Найди лишнее».
1) Марс - Земля - Венера - Уран (Уран)
2) Нептун - Плутон - Юпитер - Солнце (Солнце)
3) Комета - Астероид - Метеорит - Луна (Луна)
4) Титан - Фобос - Земля - Луна (Земля)

Игра «Составь слово».
1) ОСЦЛЕН (Солнце)
2) НСЕВНЕЛЯА (Вселенная)
3) ЛАПЕАТН (планета)
4) ЯЗМЕЛ (Земля)

V. Итог урока.
Обсуждение результатов урока, оценивания учащихся, комментирование оценок.

VI. Домашнее задание.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved