17-04-2025
Бахарева Юлия Владимировна
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Курасовская основная общеобразовательная школа" Курского района Курской области
В обществе востребована личность, обладающая коммуникабельностью, креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, ведь многие задачи решаются только в процессе общения.
Тема доклада - «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения – другими словами:
• слушать (понимать сказанное, говоримое);
• читать (понимать написанное);
• говорить (передавать информацию устно);
• писать (передавать информацию письменно);
• строить и участвовать в диалоге.
К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности (испытывают неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорируют общение, дают односложные ответы).
А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности, но и
умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и сложный. Система работы по развитию речи выстроена в учебнике по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитию связной устной и письменной речи.
Материал учебника (Ладыженской Т. А.) предлагает разнообразные задания, упражнения для развития коммуникативных умений:
- постройте рассуждение на основе высказывания.
-приведите примеры из художественной литературы
-напишите поздравление, которое порадует учителя
-докажите свою точку зрения
-напишите о памятных событиях. Начните так…(образцы для начала предложений даны)
- подготовьте сообщение об одном из фразеологизмов
- подготовьте устное выступление на одну из тем…
Как видим, это упражнения в анализе готового речевого материала (текста), упражнения в преобразовании готового речевого материала (текста), упражнения в создании готового речевого материала (текста). Выполняя их, ученики совершают такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение и другие.
Цели данных упражнений: расширение словарного запаса обучающихся, повышение уровня их коммуникативной компетенции.
Разнообразие заданий, безусловно, применяется учителем в работе. Но современных детей нужно удивлять, будоражить…
К примеру, уроки русского языка и литературы можно начать с разминки:
-Посмотрите в окно – какой сегодня день? (подберите прилагательные – яркие, сочные)
- Что вы видите за окном? (ответы каждый день разные).
-Распространите предложения второстепенными членами предложения (нераспространённые предложения даю на карточках) – требую предложений интересных, неординарных (погода странная, подозрительная, загадочная, волшебная…)
- Для подведения к теме урока использую приём «Творческое конструирование»:
Даны слова: «самая, время, ценность, жизнь, человек, большая»; «знамя, слово, бой, ведет, могучее, к, победа, солдат» (Из ключевых слов составьте предложение на тему «Время», «Роль слова»). После работы по составлению предложений, определения склонений существительных, формулирования проблемы (не могут определить склонение существительного «знамя») переходим к теме урока – «Разносклоняемые существительные». Обязательна словарная работа: ученики, скорее всего, не знают, что такое «темя, бремя, стремя» – ребята обращаются к словарю, презентуют индивидуальное задание, комментируют тематический видеосюжет, презентацию с иллюстрированием данных слов…Уместным будет
составление учениками предложений с данными словами с целью понимания усвоения их значения, под руководством учителя –
образование однокоренных прилагательных…. Часть урока – наблюдение над склонением указанных существительных, поиск ответа на вопрос: почему они называются разносклоняемыми? Как результаты наблюдений отразятся на письме?
Выполнение заданий учебника или предложенных учителем (например, записать разносклоняемые имена существительные в указанных падежах)
Этап рефлексии:
-Назовите ключевые слова урока?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока.
-Как оцениваете свою работу на уроке? (ответы свидетельствуют о глубине усвоения темы)
- Составление синквейнов как форма работы, требующая точного и осмысленного понимания слова
Стремлюсь к тому, чтобы на уроке дети много говорили: они устно подбирают эпитеты к слову, составляют предложения во время разминки, записывают предложения из ключевых слов, формулируют проблему, тему урока, определяют склонение, объясняют, зачем это необходимо, изменяют существительные по падежам, сочиняют синквейны…
Отмечу: уверена: положительный результат – формирование коммуникативных компетенций – труднодостигаем при отсутствии оптимальных психологический условий.
На мой взгляд, особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Задача учителя - систематически демонстрировать необходимость получаемых знаний, возможность их практического применения в жизни.
Учебник литературы под редакцией Коровина Валентина Ивановича предлагает обучающимся вопросы, которые требуют развёрнутых ответов: Почему? Расскажите…Как?... Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?...
Наверняка учитель добавляет свои – не менее интересные: как, думаете, могла бы сложиться судьба В. Дубровского? С каким цветом ассоциируется творчество М. Ю. Лермонтова? Почему? В начале урока литературы применим приём «жужжащего чтения» - в течение 2-3 минут ребята вполголоса читают выбранные книги; проговариваем скороговорки – данные приёмы способствуют активизации артикуляционного аппарата, что облегчает процесс говорения; «Минутки поэзии»: задаю рифмы «скачет - плачет», «воет – кроет», «бегут - поют» (составьте двустишия).
Эффектен и эффективен приём «облако слов» — техника визуализации текстовой информации, где наибольшее внимание уделяется самым частым и важным терминам.
Суть приёма: в графическую фигуру (облако, овал, круг, квадрат и т. д.) вписывают ключевые слова по определённой теме. Важность каждого слова обозначается размером шрифта или цветом: чем крупнее шрифт, тем чаще слово употребляется в тексте.
Некоторые области применения приёма:
• Развитие лексического запаса. Например, по теме «Имя существительное» ученики называют слова, связанные с темой, а затем создают облако слов, где самые употребляемые слова выделяются большими буквами (СКЛОНЕНИЕ, стол, чаща, рожь, РОД, НАРИЦАТЕЛЬНОЕ, ОДУШЕВЛЁННОЕ, дом, ребёнок, Курск, ЧИСЛО, ПАДЕЖ).
• Понимание семантической связи между словами. К примеру, при изучении произведения собирают слова, относящиеся к разным героям, и обсуждают, что их объединяет (Гринёв, Пугачёв, тулуп, виселица, Маша, крепость, буран метель, вьюга, синонимы).
• Способ рефлексии. В конце урока ученикам предлагают создать своё облако, где они пишут слова, которые, по их мнению, наиболее точно описывают прошедшее занятие.
Сделать «облако слов» можно с помощью генераторов в интернете, где нужно ввести список слов и выбрать графическую фигуру. Задача - вовлечь обучающихся в коммуникативную деятельность.
Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:
• составление вопросов, плана к тексту
• поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
• построение таблиц на основе текста и их комментирование
• различные виды пересказа текста (подробный, выборочный…)
• составление речевых и портретных характеристик героев
• словесное рисование, иллюстрирование
• предлагается материал с фактическими ошибками (неверное отчество, место рождения, ошибки в названии произведений)
• письменные ответы на проблемные вопросы по тексту (Счастливый ли человек Троекуров? Изобразите в цвете стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»?)
• ответы с помощью клише
• инсценирование
• участие в конкурсах чтецов
• работа с портретом писателя – благодатный материал: рассмотрите: о чём думает, предположите? Какие детали заметили? О чём хотели бы спросить писателя?
В отличие от процесса стихийного чтения – это приёмы, способствующие чтению осознанному и целенаправленному
Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно, поскольку им негде, кроме как на уроке, удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}