03-09-2025
Гуреева Людмила Кимовна
преподаватель МБУ ДО ДШИ № 4 г.Волгоград
Методические рекомендации по чтению нот с листа с начинающими пианистами.
Одной из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающей перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам, является свободное и беглое чтение нот с листа. Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении. Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Чтение с листа необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом» (Л.Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г.Нейгауз), «очень важно почувствовать его психологическую тональность»(Г.Коган), «сформировать отношение к данному произведению» (Я.Зак). Исполнение с листа требует активного восприятия музыки, благодаря чему создается первое яркое представление о ней, служащее «камертоном», «путеводной звездой» всей последующей работы.
О том, что читать с листа необходимо начинать в самом раннем возрасте, известно давно: педагоги – музыканты XVII-XVIII веков высказывались о важности и необходимости упражнений в чтении нот с первого взгляда (a prima vista); в «Правилах» А.Гензельта встречаются подобные высказывания; в XIX веке в программных требованиях практически всех известных музыкальных заведений России имелись требования по чтению нот с листа, и им действительно уделялось пристальное внимание. Известные педагоги-музыканты Н.Г.Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафонов, Ф.М.Блюменфельд, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и др. считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, различными авторами, стилями, целыми эпохами. «Не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В.А.Сухомлинский). «Сколько читаем, столько и знаем» - старая истина, сохранившая свое значение и в музыкальной педагогике. Методическими вопросами техники чтения нот с листа и теоретическими исследованиями данной темы занимались Т.Беркман, Р.Верхолаз, М.Фейгин, К.Цатурян, Г.Цыпин и другие исследователи. Подчеркивая важность единства процессов музыкального мышления и познания, исследователи единодушны в оценке значения чтения с листа: «…раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания» (Г,Цыпин). Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистами задания более сложные, чем, например, перед скрипачами или виолончелистами. Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали. Необходимо формирование навыка структурного охвата текста, и основа этого навыка должна быть сформирована на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Целью первого начального этапа по формированию навыка чтения нот с листа у начинающего пианиста является определение исходного уровня развития данного навыка.
Игра с листа оценивается по следующим критериям:
• зрительно-слуховой анализ нотного текста;
• непрерывность исполнения;
• точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;
• аппликатурные навыки;
• топография: умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не
глядя на руки;
• выразительность исполнения: эмоциональная отзывчивость, осмысленность формы произведения, выявление жанровых особенностей.
Оценка выполнения каждого критерия, проводится по пятибалльной системе. Пять баллов выставляется за задание, выполненное полностью безукоризненно; четыре балла − выполненное, но с одной или двумя неточностями; три балла – выполненное наполовину; два балла − выполненное меньше, чем наполовину. В итоге подсчитывается общий бал.
Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является анализ нотного текста. Необходимо разработать план подготовки к чтению с листа (ученик должен принимать в этом деле активное участие):
• определить тональность, ключевые и встречные знаки;
• анализ структуры произведения: ритмические и мелодические
повторы, части, разделы;
• простучать ритм;
• проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
• продумать аппликатуру;
• определить темп;
• обратить внимание на штрихи, динамику.
Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте [8, с. 66].
Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г. И. Шахов [8, с. 66], необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр - “Марш”, “Маленькая полька”, “Вальс”, “Ласковая просьба”, “Петрушка” и т.д.
Формирование навыка чтения с листа является главным условием развития самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста. Для решения этой задачи необходимо подбирать яркий музыкальный материал, который мог бы вызвать интерес у учащегося.
Одна из основных и важнейших задач начального этапа музыкального обучения − привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его понимать содержание произведения и выразительность языка. Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. На образцах простейших народных детских песенок ученики постепенно осваивают принципы чтения нотного графика и под руководством преподавателя вырабатывают прочные первоначальные навыки интонирования голосом и на фортепиано по нотам − навыки, которые крайне необходимы для самостоятельной творческой работы по освоению музыкальной литературы.
Первоочередная задача − сделать занятия по чтению нот с листа увлекательными. Нетрудные переложения классических произведений, музыка из мультфильмов развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа.
Необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального произведения.
Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов − от “простого к сложному”, от лёгких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.
Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее, необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.
Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.
Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.
Следует читать с листа больше мелодий, пьес и ансамблей построенных на материале русских народных песен, песен советских композиторов, произведений классиков русской музыки и песен других народов. Сверх того, включать в репертуар ряд музыкальных произведений западноевропейских композиторов, музыку из детских мультфильмов, популярные и джазовые пьесы.
Подбор нотного материала необходимо осуществлять с установкой на многообразие, опорой на различные метры, ритмические обороты и лады. Желательно обеспечивать широкую “начитанность” в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны – развивать динамичное музыкальное мышление, воспитывать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста.
Успех работы зависит от следующих условий и факторов:
– регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
– хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для чтения нот с листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и подготовленности данного ученика;
– хорошей теоретической подготовки ученика;
– развития внутренних слуховых представлений.
Эффективной формой работы является игра в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.
Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы необходимо подбирать обширный репертуар, включающий - народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}