14-03-2025
Грицай Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №92 г. Екатеринбурга
«Святой родник добра»
…музыки блаженство
впустите в душу, прогоняя тьму…
Зоя Сергеева
Есть в цикле «Затеси» В.П. Астафьева небольшая по объёму, но необычайно глубокая по содержанию миниатюра1 «Домский собор», опубликованная автором ещё в 1971 году.
Великолепное архитектурное сооружение, в котором переплетаются различные архитектурные стили, лишь намечено мелкой деталью «с петушком на шпиле» и до краёв заполнено звуками органа, обладающего невероятной акустической силой. Звучанием собора охвачен весь город, «высокий, каменный, он по-над Ригой звучит».
Ритмичное начало миниатюры ассоциативно связано с мерными ударами колокола и сразу погружает в атмосферу божественно прекрасной музыки. Читатель с самого начала слышит пение органа и окружающего мира благодаря рефрену «Дом… Дом… Дом…», «Домский собор! Домский собор!», постепенно, как чаша цветка, раскрывающего перед читателем его смысл: Домский собор – это ещё и «Дом Бога»2, где человек, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, может остаться наедине с собой и, пройдя некий катарсис, почувствовать, как очищается душа.
Звуки органа, сравниваемые с раскатами грома и рокотом волн, со звуками клавесина и звонкого ручья, долетают до нас, казалось бы, сквозь пространство и время... Слушая музыку, человек, прежде всего, познает себя, свою внутреннюю сущность и осознаёт, что он рожден для того, чтобы самому быть прекрасным, творить добро и не допускать зла в этом мире. Именно музыка является тем «святым родником добра», пробуждающим в человеке представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Душа лирического героя наполняется музыкой, и всё вокруг преображается: куда-то в небытие канули «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы…». В сознании героя происходит изменение пространства: «все-все это осталось в другом месте, в другой, отдалившейся от меня жизни», а звуки становятся подобны «ладанному дыму», указывая на успокаивающее и умиротворяющее воздействие музыки, как ладана, на сознание человека: «Может, все, что было до этого, – сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром. Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»
Музыка — могучий источник мысли, по-новому раскрывающий перед людьми особенности предметов и явлений действительности, заставляющий задуматься над тем, что же такое Человек, в чём его предназначение: «Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть»? Человек, способный сотворить невероятное архитектурное чудо и извлечь из органа божественные звуки, и человек, способный целиться «в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…»?
«Домский собор» по праву является одним из глубочайших философских произведений В.П. Астафьева. Более 50-ти лет минуло со дня публикации этой миниатюры, но она продолжает тревожить и волновать чувства, мысли. Писатель, познавший настоящую цену жизни, терявший на фронте товарищей, утверждает, что уединение с высокой, проверенной временем музыкой способно творить чудеса и исцелять душевные раны: «Пусть унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы». Он даёт ответ на очень важный вопрос: «Что же спасёт этот мир? Красота?» Да! Красота и трепетность души каждого из нас. И в этом нам поможет музыка!
«Дом. Дом. Дом…Благовест. Музыка. Мрак исчез».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В. П. Астафьев определил жанр книги так:
–Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое «затеси»?
Первому изданию «3атесей» я дал подзаголовок «Короткие рассказы». Но это неточно. Рассказов как таковых в книге было мало, остальные – миниатюры – не тянули на рассказы, они были вне жанра, не скованы устоявшимися формами литературы». Итак, затесь – это миниатюра, произведение вне жанра и вне устоявшихся форм литературы, название которому дал сам автор. Дословно «затесь» – зарубка на дереве. 2. Название собора происходит от латинских выражений – «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.O.M.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}