22-01-2025
Патимат Зайнудиновна Ахмедова
Учитель-логопед МАДОУ "Синеглазка"
Речь — это удивительный инструмент общения, но чтобы использовать его эффективно, необходимо обладать определённым уровнем интеллекта.
Для успешного развития речи у детей дошкольного возраста необходимо создать определённые условия. Вот некоторые из них:
• Эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения.
• Речь взрослого — пример для подражания.
• Создание условий для общения с другими детьми.
• Совместные игры взрослого и ребёнка.
• Развитие мелкой моторики руки, что способствует развитию речи.
• Чтение художественной литературы и разучивание стихов.
• Удовлетворение любознательности ребёнка.
• Совместные выезды на природу, экскурсии и посещение музеев.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно — лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь — одна из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие коммуникативных способностей.
Желание ребёнка вступать в диалог, уметь высказывать своё мнение, поддерживать эмоциональный тон — всему этому ребёнок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, то есть снижена его речевая активность.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в повседневной жизни дома и в детском саду. Можно побеседовать с ребёнком на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели, в какие игры играли, куда ездили.
Беседуя с ребёнком, можно не только спросить, с кем он живёт, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его с другими членами семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя. Непринуждённый разговор поможет закрепить знание ребёнка и о своём домашнем адресе.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребёнка.
Дети любят задания соревновательного характера: «Найди предметы на определённый звук», «Кто больше назовёт прилагательных к слову «горка» (трава, берёзка, дом, небо)», «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?», «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или фигуру», «Кто первым назовёт слово на данный звук или составит предложение».
Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.
Активность детских высказываний возрастёт, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развёрнутых предложений: «Что произойдёт, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдёт, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т. д.
Взаимодействие ребёнка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов и выражений, умение быть доброжелательным собеседником. Всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Для речевого развития также необходимо приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают её по вопросам.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}