Развитие одарённости у детей младшего школьного возраста

15-02-2025

Анненкова Ирина Николаевна

учитель начальных классов, МАОУ "Средняя школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов" Петропавловск-Камчатского городского округа

И.Н. Анненкова
учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 33
с углубленным изучением отдельных предметов»


Развитие одарённости у детей младшего школьного возраста


В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!
Сократ
Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
Берлиоз Гектор

В настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации.
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной. Задача выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей как важна, так и трудна. Она требует комплексного изучения особенностей, способностей одаренных детей, создание специальных программ для детей, программ подготовки специалистов, работающих с такими детьми, комплексного изучения психофизиологических особенностей детей, развития их индивидуальности, поиска специальных методик, диагностирующих одаренность и ее развитие, создание таких условий, которые стимулировали бы развитие одаренности детей.
Актуализация проблемы понимания и развития одаренного ребенка в сложившейся системе образования неоспорима. Так как, несмотря на то, что каждый современный учитель мечтает работать с целым классом одаренных детей, он все же осознает, что это процесс двусторонней схемы развития:
- либо одаренный ребенок реализует свои способности;
- либо социум раздавит еще не оперившийся талант.
Отсюда вытекает вопрос: Одаренный ребенок – это дар или наказание?
И что с ним делать?
Ведь во многих случаях наблюдаемые у ребенка признаки одаренности не реализуются в будущем.
Мы рассмотрим детскую одаренность как процесс реализации «Я» (победы и поражения в этом процессе).


Плюсы и минусы одаренности.

Плюсы Минусы
Энергия направлена на достижение успеха. Неудачи воспринимаются как катастрофа.
Высокая способность к концентрации внимания, большой интерес к новому. Постоянный конфликт между собственными представлениями и школьными требованиями.
Дается все легко, не привыкли заставлять себя что-либо делать. Недостаточное развитие необходимых волевых качеств, поэтому часто остаются на определенном уровне развития.
Высокий энергетический уровень заставляет находиться детей в постоянной познавательной активности. Небольшая продолжительность сна, ранний отказ от дневного сна.
Хорошее распределение внимания, отличная память. Наличие большого словарного запаса, неуемная страсть к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно. Отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в процессе решения настолько, что не замечают окружающих.
Интеллект детей очень гибок и подвижен. Они не понимают, что другие думают медленнее. Любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых, считают себя всегда правыми.
Спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а так же чувство юмора. Трудно общаться со сверстниками.

Одаренный ребенок – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях. Одаренный ребенок отличается от других детей особенными чертами личности: он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты.
Условия развития одаренности должны включать не только отслеживание результатов деятельности одаренного ребенка, создания банка данных, оценивающих качество результатов по различным видам одаренности, но и создание инновационной образовательной программы для одаренных детей.
В «Рабочей концепции одаренности» (2002), разработанной педагогическим коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, рассмотрены многие аспекты одаренности. При разработке учебных программ для одаренных детей в концепции предлагается четыре подхода:
1 подход – «Ускорение», который позволяет учитывать потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Раннее поступление ребенка в школу, переход через классы, сдача экзаменов экстерном, раннее окончание школы дают ускоренное продвижение одаренных детей, учитывая их познавательные способности.
Но при этом подходе возникает много проблем, как для самого одаренного ребенка, так и для педагогов, работающих с этими детьми. Важна не скорость прохождения процесса, а глубина познания ребенка. Сложности в общении, понимании своеобразия одаренного ребенка накладывают свой отпечаток на взаимоотношения с педагогами, сверстниками и взрослыми.
2 подход – « «Углубление». При этом происходит более углубленное изучение тем или различных областей с учетом интересов одаренного ребенка. Опыт школ с углубленным изучением отдельных предметов позволяет развить высокий уровень компетентности в этих областях.
3 подход – «Обогащение». В нем используются инновационные педагогические технологии. Изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами. Обогащение – возможность дополнительных занятий в кружках, секциях и специализированных школах (спортивная, музыкальная, художественная).
4 подход – «Проблематизация». При этом подходе важным становится развитие личности одаренного ребенка посредством поиска новых смыслов, альтернативных интерпретаций, развития рефлексивного плана создания.
Рассматривая современные концепции развития одаренности, можно отметить, что наиболее популярной в настоящее время является концепция Джозефа Рензулли, которая рассматривает понятие «одаренность» через категорию «потенциал». Где одаренность представляет собой взаимосвязь трех характеристик: интеллектуальные способности (выше среднего уровня), творческость (креативность), настойчивость (мотивация и воля).
Предложенный Рензулли метод обогащения, имеет три уровня:
• первый уровень охватить всех детей, а не только одаренных занятиями для развития у детей интереса к обучению. Главной его целью является формирование интереса у детей;
• второй уровень так же охватывает всех детей и предполагает развитие когнитивных и эмоциональных процессов личности;
• третий уровень рассчитан на особо выделяющихся в различных областях детей, где предполагаются индивидуальные исследования, опыт собственной творческой работы.
Таким образом, система Дж.Рензулли выявляет одаренных детей в процессе учебы, развивает их интеллектуальные и творческие способности, использует методы интеллектуального обогащения учеников. Исходя из этой концепции, мы охватываем и развиваем всех детей воспитывающихся и обучающихся в нашем учреждении. Общеобразовательная школа может быть базовой структурой для развития одаренных детей. Существуют разные формы работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе.
Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения уже много лет работает над темой: «Развитие видов одаренности детей в условиях образовательной среды учреждения, реализующего образовательные программы на ступенях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования». Материал, представленный в этой статье, более полно описан и систематизирован в сборнике моей коллеги, Зимоглядовой О.А. Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО / Ольга Зимоглядова. – Москва: Издательство Постер-МГУ, 2024. – 118 с.
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Соблюдая преемственность в работе, мы продолжаем работу, начатую в детском саду, по развитию у детей младшего школьного возраста, психических познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, начиная с первого класса. После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессов. Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития. В нашей школе была создана «Карта наблюдения учителя за развитием школьника». Эту карту начинают заполнять в детском саду в 5 лет при поступлении, и в 7 лет при выпуске детей в школу. Затем эстафету принимает начальная школа и карту заполняют в 1 классе: в начале года и в конце года; и в 4 классе: в начале года и в конце.
Таким образом, развитие видов одаренности детей в условиях образовательной среды учреждения – это систематическая, целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива.

Библиографический список:
1. Анненкова И.Н., Зимоглядова О.А., Рудак И.А. Развитие одаренности младших школьников: сборник материалов: сборник статей из опыта работы II педагогического марафона «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Петропавловск-Камчатский, 2011. – 102 с.
2. Брюно Ж и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
3. Зимоглядова О.А. Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО / Ольга Зимоглядова. – Москва: Издательство Постер-МГУ, 2024. – 118 с
4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
5. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. Ред. Бурменской Г.В., Слуцкого
В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved