В раннем возрасте ребёнок овладевает всеми видами основных движений. У детей совершенствуется нервная система, поэтому работоспособность его заметно увеличивается. Происходит смена ведущего вида деятельности: наряду с непосредственно – эмоциональным и эмоционально - деловым общением на первый план выдвигается предметная деятельность, в которой продолжается познание окружающего мира. Малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д., овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением.
Таким образом, идёт интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, величин и т. п.). В этом возрасте восприятие является ведущим познавательным процессом.
Практический наглядно-действенный способ познания сенсорных свойств предметов является основой успешного овладения в будущем любой практической деятельностью, где требуется хорошая сенсорная ориентировка. Ранний возраст благоприятен для развития сенсорных способностей.
Наша задача - не упустить этот период в развитии ребёнка и обеспечить чувственное созерцание предметов, экспериментирование с ними то есть широкое и разнообразное практическое ознакомление с предметами окружающего мира.
Общение с ребёнком, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Оно сохраняет своё значение как самоценный вид деятельности.
На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Так, в процессе действий с предметами ребёнок выделяет их отдельные признаки (цвет, форма, величина), сравнивает предметы между собой и обобщает по данному признаку наглядно–действенным способом. Развивается наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм.
Формируются важнейшие умственные действия: анализ, синтез, сравнение.
С маленькими детьми важно обеспечить практическое действие с разными предметами, учить понимать слово и пользоваться словом. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов.
В общении и предметной деятельности идёт процесс развития эмоциональной сферы. Малыш эмоционально реагирует только на то, что воспринимает в данный момент и стремится под влиянием эмоций действовать. Желания его неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать.
В этом возрасте интенсивно развивается речь. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребёнка. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно - отобразительная игра, в которой ребёнок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников.
Стремление к самостоятельности - это ведущая тенденция в развитии ребёнка.
В своей работе я основное внимание уделяю здоровью детей, так как в настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки проблема здоровья является особенно актуальной.
Ребёнку в раннем возрасте необходимо много двигаться. Двигательная активность зависит от условий, в которых растёт малыш. В связи с этим важно и в семье, и в дошкольном учреждении создавать необходимые условия с учётом возрастных, индивидуальных особенностей.
Мы стремимся правильно организовать двигательную активность детей в течение пребывания ребёнка в ДОУ (на группе и прогулке). Для этого создаём необходимые условия:
- предоставляем пространство для движений;
- постоянно обновляем и пополняем инвентарь спортивного уголка;
- проводим утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия;
- подвижные игры;
- аэробику;
- пальчиковую гимнастику.
Особое внимание мы уделяем закаливающим мероприятиям.
В период эпидемии гриппа или ОРВИ мы проводим:
- обработку носовых ходов чесночным маслом, оксолиновой мазью;
- пассивные ингаляции чесноком и луком;
- добавляем в первое блюдо чеснок, зелёный укроп, петрушку, лук;
- масочный режим;
- массаж БАТ;
- удлинённые прогулки;
- усиленный режим проветривания;
- уборку групп с дезинфицирующими средствами;
- кварцевание групп.
Диагностику за нервно - психическим развитием и поведением ребёнка я провожу по параметрам, разработанным К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной,
Л.Г. Голубевой.
Я наблюдаю:
- за развитием речи (понимание речи, активная речь: грамматика, вопросы);
-за сенсорным развитием (цвет, форма, величина);
-за игрой;
-за движениями;
-за навыками;
-за характером поведения.
Результаты наблюдений за каждым ребёнком записываю в «Индивидуальную карту наблюдений за нервно-психическим развитием и поведением ребёнка».
Таким образом, диагностическое обследование позволяет распределить детей по подгруппам соответствующего уровня развития. Если у ребёнка имеется задержка, то необходимо проводить индивидуальную работу, давать рекомендации родителям по проведению коррекционно-развивающих игр с детьми.
Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям ДОУ проходила успешно мы устанавливаем индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. В первые дни дети находятся в учреждении несколько часов. По мере привыкания увеличиваем время пребывания, отслеживаем процесс адаптации каждого ребёнка, а для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, аппетита, сна воспитанника заполняем «Индивидуальный лист наблюдения за адаптацией детей».
Планирование основных необходимых педагогических мероприятий является важным условием полноценной организации воспитательно - образовательного процесса.
Мы работаем по образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №192».
Планирование непосредственной образовательной деятельности мы осуществляем с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждён приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. №1155) по образовательным областям:
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные направления деятельности:
-физическое развитие путём выполнения основных движений, физических упражнений, дыхательной гимнастики, подвижных игр, аэробики;
-речевое развитие посредством театрализованной деятельности, развивающих игр, упражнений, пальчиковой гимнастики, использования элементов устного народного творчества (потешки, сказки, песни, загадки, поговорки);
-социально – коммуникативное развитие путём использования групповых форм работ, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку;
-познавательное развитие посредством развивающих игр, упражнений;
-художественно – эстетическое развитие через выполнение продуктивных видов деятельности (аппликация, лепка, конструирование, рисование), использование детской художественной литературы, иллюстраций и музыки.
Полноценному развитию ребёнка способствует разумно организованная предметно- развивающая среда.
В своей группе я стараюсь так организовать предметно - развивающую среду, чтобы она помогала обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка, создавала эмоционально-положительную атмосферу в группе и таким образом, побуждала детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Таким образом, в своей работе я руководствуюсь особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, стремлюсь создать чувство психологической защищённости каждому воспитаннику, чтобы наш детский сад стал вторым домом для наших малышей.