26-06-2024
Лемешенко Жанна Владимировна
мастер производственного обучения, ФКП образовательное учреждение № 205, г. Азов
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Лемешенко Жанна Владимировна
Мастер производственного обучения высшей категории Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 205 Федеральной службы исполнения наказаний
Профессиональное обучение
Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы осуществляется по правилам ст. 108 УИК РФ. Согласно этой статьи профессиональное образование и профессиональная подготовка является одним из основных средств исправления осужденных. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, дать осужденному профессию (специальность), по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, с другой стороны, обеспечить его профессией, востребованной на рынке труда после освобождения. Профессиональное обучение осуществляется в профессиональных училищах, функционирующих на территориях исправительных учреждений.
Преподаватели и мастера производственного обучения профессионального училища проводят совместно с администрацией учреждения, исполняющего наказания, необходимую работу по обеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющих специальности, повышению качества обучения. В обязанности администрации и преподавательского состава профессионального училища входит организация и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с рабочими учебными планами и программами по профессиям и специальностям с учетом требований режима содержания осужденных.
В своей статье я хочу остановиться на специфике дифференцированного подхода профессионального обучения для осужденных женщин, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18. Говоря о нравственно-психологической характеристике осужденных женщин, следует отметить, что внутренний мир женщин, осужденных к лишению свободы, значительно сложнее и тоньше по сравнению с психологией осужденных мужчин. По-особому формируется женский коллектив в исправительных учреждениях. Осуждённые женщины легко объединяются в группы в силу ярко выраженной у них потребности общаться. Таким образом, характеристика осуждённых женщин специфична и имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при работе с данной категорией осуждённых. Необходимо педагогу уделять большое внимание трудовому воспитанию осуждённых женщин, формировать у них положительные мотивы трудовой и творческой деятельности, расширять профессиональные интересы. Неоднородность состава осуждённых по степени социально-педагогической запущенности предусматривает дифференцированный подход в процессе их исправления и нравственного воспитания, направленный на выявление степени моральной деградации личности, выявление отрицательных и положительных качеств.
Дифференцированный подход в профессиональном обучении осужденных – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой преподаватель работает с группой, составленной с учетом наличия у них общих качеств. В свою очередь дифференцированное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой осужденные имеют возможность овладевать учебным материалом по отдельной учебной дисциплине профессиональной программы на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики для развития познавательных способностей, создание комфортной среды для обучения, развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности осужденных посредством дифференцированного подхода в обучении.
Реализуя дифференцированный подход в профессиональном обучении, я опираюсь на типологию, отвечающую следующим требованиям:
- быть единой для всех групп осужденных;
- показывать динамику перехода обучающейся осужденной из одной группы в другую, то есть я должна иметь возможность видеть рост осужденной;
- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами осужденных;
- представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп осужденных.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного подхода в профессиональном обучении предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной) - я договариваюсь с обучающимися осужденными о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап включает себя дидактическую задачу – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, завести «мотор»). На этом этапе вводный контроль тест. Самая главная дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
Основной этап усвоение знаний и умений - учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы опыта. Затем обучающиеся осужденные должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам;
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- сильным обучающимся осужденным можно уделить время;
- слабым обучающимся осужденным можно уделить внимание и контроль, повышается уровень Я концепции (ситуация успеха, повышается самооценка слабого обучающегося);
- повышается уровень мотивации у сильных обучающихся осужденных.
Заключение
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждой осужденной (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к учебным дисциплинам), определить для нее наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроках практического и теоретического обучения.
Применение дифференцированного подхода в обучении дает возможность максимального усвоения учебного материала осужденными с разным уровнем знаний, положительные эмоции, комфорт, защищенность, интерес к учебе, повышение самооценки, снижение барьеров страха, доверия к педагогу и доброжелательные отношения в группе.
Дифференцированный подход в профессиональном обучении позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления обучающихся осужденных. Это повышает активность осужденных на уроке, их интерес к учебной дисциплине, стремление к самостоятельной работе, веру в себя и свои силы.
Список литературы
1. Еремина С. Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы. Юридический мир.2013.№ 8. С.61.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1977 г. № 1-ФЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.). ч.1 ст. 108.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://rosobrped.ru/doc/668305f610e73-Диф. подход в проф. обучении осужденных в ИК.docx