21-11-2025
Батьковская Елена Васильевна
учитель начальных классов ГБОУ "Школа № 77 г.о. Донецк"
«Проектная деятельность в начальной школе»
В настоящее время, в период реализации ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.
В современной школе под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Метод проектов – система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в ФГОС особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В последнее десятилетие большой интерес у учителей всех школьных дисциплин вызывает метод проектов. Проектная деятельность содержит огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.
Этапы работы над проектом соответствуют принципам «Пяти П»:
Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Метод проектов помогает мне активизировать обучающихся. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В проектной технологии является ценным не только результат, но и сам процесс работы над проектом.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Выделяют некоторые этапы работы над проектом:
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-презентационный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству учитель исходит из следующих положений:
• младший школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
• творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого, при этом самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы;
• самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному»;
• работы должны выполняться с соблюдением грамотности, грамотность – это правило, а знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.
Использование метода проектов в начальной школе имеет свою специфику. Дети учатся основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала я с детьми формулирую тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. Проектная деятельность учащихся начальной школы усложняется от класса к классу, как по содержанию, так и по срокам исполнения.
Важно ставить вместе с младшими школьниками учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать обучающимся такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Для каждого класса определена своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
Так, на первом подготовительном этапе (1 класс) с помощью методики «Карта интересов» мы изучили интересы младших школьников. Так, например, с помощью этой методики выяснилась следующая направленность интересов обучающихся: музыкой были заинтересованы 14% учащихся, темы окружающего мира интересовали 37 % учащихся, русский язык – 31 % учащихся, математика –18 % учащихся.
Начиная с первого класса в своей работе мы используем специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований: способности видеть проблемы; умения конструировать гипотезу; задавать вопросы; давать определения понятиям; высказывать делать выводы; классифицировать;
экспериментировать.
Во всех классах начальной школы особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. Основные характеристики метода учебного проекта как личностно – ориентированного, обучающего взаимодействию в группе и групповой деятельности, развивающего умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии, формирующего навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах, воспитывающего целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу на практике полностью подтвердились.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}


