19-02-2025
Ефремчин Андрей Викторович
Учитель физической культуры
«Применение инновационных образовательных технологий на занятиях физической культурой с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни школьников»
Актуальность работы состоит в решении проблемы: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
В связи с этим, одной из приоритетных задач в моей работе, стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Сущность работы состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре. Учитывая анализ существующей ситуации, мы убеждаемся в целесообразности использования современных образовательных технологий как одного из способов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование здорового образа жизни школьников на основе использования инновационных образовательных технологий обучения.
Цель: выявить и показать возможности применения инновационных образовательных технологий на уроках физической культуры, как одного из оптимальных способов физического развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
1. Выявить структуру обучения при формировании здорового образа жизни.
2. Изучить научно-методическую основу инновационных образовательных технологий.
3.Описать систему работы по применению инновационных образовательных технологий на уроках физической культуры.
5. Разработать методические рекомендации для учителей физической культуры.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных современных образовательных технологий на уроках физической культуры, использовании валеологических приемов для формирования у учащихся здорового образа жизни.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании материала к урокам физической культуры, занятиям внеурочной деятельности.
Систему работы по реализации комплексной программы можно представить в виде схемы:
1. Формирование здорового образа жизни школьников.
Физическая культура – это часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей и применение их в соответствии с запросами жизни.
1.1 Понятие и задачи формирования здорового образа жизни у школьников.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность школьников, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. К основным составляющим здорового образа жизни относится: режим труда и отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма. Показатели состояния здоровья школьников являются актуальной проблемой современного общества. На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биоло¬гических, экологических, экономических, социальных и т.п. Но самым зна¬чимым по силе воздействия и по продолжительности влияния на здоровье детей является «школьный фактор». 70% времени учащиеся проводят в сте¬нах школы, поэтому крайне важным становится создание условий внутри школьной среды. Не благоприятные санитарно-гигиенические условия обу¬чения, неполноценное питание и интенсификация учебного процесса при¬водят к снижению адаптации детей к высоким учебным нагрузкам, а следо¬вательно, пагубно влияют на состояние.
Работа педагога нацелена на качество урока по формированию здорового образа жизни школьников и ориентирована на обеспечение психи¬ческого, физического и нравственно¬го здоровья учащихся. Она включает ряд параметров:
1) учёт особенностей класса (изучение и понимание чело¬века);
2) создание благоприятного психологического фона на уроке;
3) использование приёмов, способ¬ствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
4) создание условий для самовыраже¬ния учащихся;
5) обращение к разнообразным видам деятельности;
6) предупреждение гиподинамии.
Правильно организованное обучение способствует предотвращению усталости и утомляемости школьников, повы¬шению у них мотивации к учебной деятельности и приросту учебных достижений.
Важнейшими условиями обучения являются:
-соблюдение основных санитарно-гигиенических норм и правил орга-низации учебно-воспитательного про¬цесса;
-организация горячего питания, умение выбирать здоровую пищу,
формирование культуры питания;
-культурно-оздоровительные ме¬роприятия, проводимые в ходе учебного процесса, а также во внеклас¬сной и внеурочной работе.
Использование приёмов здоровье сберегающих технологий в учебном процессе должно вестись в следу¬ющих направлениях:
-физическое развитие (зарядка, физкультминутки).
- организация уроков с использо¬ванием приёмов здоровье сберегающих технологий.
-работа с родителями. Внеклас¬сная работа (туристические походы; экскурсии; участие в спортивных со¬ревнованиях; спортивные секции, кружки, бассейн; досуговые оздоро¬вительные мероприятия с участием родителей; беседы; конкурсы рисун¬ков).
Педагог большое значение придаёт состоянию здо¬ровья школьников, а потому особое внимание на формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого не только говорит о значении здоровья для человека, но и вносит в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививает школьникам полезные привычки и навыки.
1.2. Структура процесса обучения.
Весь процесс обучения по формированию здорового образа жизни включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Основные задачи:
1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
3.Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения (на уровне первоначального умения).
4.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1.Уточнить представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
2.Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
3.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровье сбережения.
2.Добиться выполнения правил здоровье сбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
1.2.1. Цели и задачи учебной деятельности.
Основная цель педагога - создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Основной задачей учебной деятельности является:
1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.
2.Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию. Планируя учебный материал, учитель руководствуется следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и быть ориентирован на конечный результат;
- в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому обучающемуся предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности, его двигательных способностей и состояния здоровья.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение),
-наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),
-практические (выполнение двигательного действия, самостоятельная и индивидуальная работа).
Приемы:
- работа в парах, тройках, командах;
-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;
-объяснение;
-показ;
-контроль за состоянием здоровья учащихся.
Способы организации учебной деятельности:
- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),
- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),
- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),
- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).
Для формирования здорового образа жизни школьников используем:
-современные образовательные технологии;
-комбинирование методов, приемов физического воспитания;
-межпредметные связи;
-нетрадиционные уроки;
-работу с одаренными детьми;
-валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;
-внеклассные формы физического воспитания.
Раздел 2. Использование инновационных образовательных технологий на уроках физической культуры .
Задача учителя со¬стоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здо¬ровью учащихся. Для этого необходи¬мо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, кото¬рые позволяют укреплять и сохра¬нять здоровье детей. Для решения этой задачи применимы современные образовательные тех
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}


