25-06-2025
Сапрыкина Елена Райнгольтовна
Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад №20 "Аленушка", с.Патруши
Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО одной из структурных единиц содержания программы дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
В связи с этим с сентября 2024 года в нашем детском саду реализуется проект «Картинная галерея в детском саду» в рамках деятельности сетевой инновационной площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».
Цель проекта: Организация картинной галереи в детском саду, которая позволяет сделать творения великих художников доступными, приобщить всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи, повысить их общекультурный уровень.
Задачи проекта:
1. Приобщать воспитанников, родителей и педагогов к искусству, к культурно-историческому наследию России посредством интеграции картин русских художников в образовательный процесс.
2. Создать современную развивающую предметно-пространственную среду ДОУ по ознакомлению детей с живописью.
3. Разработать сценарии мероприятий по приобщению детей к искусству.
4. Повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.
5. Представить опыт работы по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству на муниципальном, региональном уровнях.
В числе основных факторов, влияющих на процесс воспитания дошкольников в настоящее время можно назвать: смену ценностей, проникновение в сферу образования рыночных механизмов, процессов глобализации и информатизации. Все это порождает поверхностное восприятие традиционной народной культуры и позволяет сделать вывод об актуальности данной темы.
Необходимо отметить, что живопись играет огромную роль в патриотическом воспитании дошкольников и может использоваться как старт для диалога о культурно-историческом наследии России. Реализация проекта «Картинная галерея в детском саду» позволяет в полной мере содействовать развитию у дошкольников целостного восприятия произведений искусства и глубокого понимания смыслов, заложенных в них. Дети, знакомясь с произведениями искусства, начинают понимать и ценить достижения своих предков, осознавать свою принадлежность к определенной культурной общности. Через изучение культурного наследия они усваивают важные морально-этические нормы, основы нравственных ценностей и представлений о Родине. Все это способствует формированию патриотизма и нравственных ориентиров воспитанников, что особенно значимо в условиях современных стратегических направлений воспитания и образования. Интеграция искусства в образовательный процесс позволяет создать условия для формирования у ребенка уважения к культурным ценностям своей страны, развивает эстетическое восприятие мира и способствует духовному обогащению личности. Искусство выступает универсальным средством познания окружающего мира, а также формирует эмоциональную отзывчивость, расширяет ценностный кругозор детей с точки зрения не только своих личных ценностей, но и «ценностей народа». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировосприятия и формируются первые модели поведения, представления ребенка о мире, отношения к окружающему.
В коридоре учреждения была организована выставка картин русских художников. Картины на выставке меняются в зависимости от времени года и изучаемой темы. У каждого педагога есть возможность привести ребят в картинную галерею, либо взять картину с выставки на занятие. Также в методическом кабинете имеются дополнительные пустые рамки, чтобы в случае необходимости, была возможность представить воспитанникам любую другую репродукцию, не выставленную в Галерее. Своими силами были изготовлены пять деревянных мольбертов. Конечно институт предлагает приобрести комплект картин русских художников, в который также входят методические рекомендации и паспорта картин с искусствоведческими рассказами, но мы ограничены в финансировании. В пределах выделяемых средств приобрели ряд пособий «Знакомим детей с живописью» Курочкиной Н.А., которые включают в себя репродукции картин художников в разных жанрах: «Портрет», «Натюрморт», «Сказочно-былинный жанр», «Жанровая живопись», а также пособия Савченко В. «Дошкольникам о блокаде Ленинграда», «Знакомство дошкольников с картинами о ВОВ», «Масленица в русской живописи». Создание пространственной среды детского сада, наполненной произведениями искусства, способствует развитию визуального опыта ребенка. Это помогает детям воспринимать красоту окружающего мира и осознавать свою причастность к нему.
Для успешной интеграции искусства в образовательный процесс педагоги нашего детского сада используют разнообразные методы и подходы. Педагогам понравилась возможность совместного проведения занятий. Например, в рамках одного занятия учитель-логопед проводит игры на активизацию и расширение словарного запаса, а педагог-психолог, развивает эмоциональный интеллект воспитанников. Она предлагает проникнуться настроением живописного произведения: представлять себя в том месте, которое изображено на полотне художника, прочувствовать атмосферу пейзажа. Воспитатель берет на себя практическую часть занятия. Таким образом, включение специалистов в инновационную деятельность способствует развитию эмоционального интеллекта, чувственного восприятия и обогащению активного словаря воспитанников.
Наряду с прослушиванием классической музыки, педагоги используют знакомство с шедеврами живописи, метод «вхождения в картину», игры – эксперименты «На получение новых цветов», «Нетрадиционные техники и инструменты рисования», упражнения по составлению композиции.
Из приемов обыгрывания художественного образа активно используется игровой прием «Загадка в картине», «На что похоже», «Составь композицию». Используя прием «Угадай, что изображено?» предлагаем через художественное слово угадать, что изображено картине или часть работы закрываем листом бумаги и предлагаем порассуждать о том, что же там может быть – догадаться. Приемы «Спрятанная вещь» и «Волшебные очки» или «Подзорная труба» дают возможность исследовать картину, рассмотреть детали.
На слайде вы видите занятие, на котором ребята рассмотрели картину Виктора Васнецова «Богатыри», а затем разделившись на группы построили свои самые надежные крепости, о которых с воодушевлением рассказывали друг другу и воспитателю. Такие методы и приемы позволяют ребенку примерить на себя событие, совершить мысленное действие, в результате которого возникает эффект личного присутствия и, как следствие, обогащение чувственного опыта, осознание, критическая оценка самого события и личного отношения к нему. Рассматривание, созерцание картин помогает детям лучше понимать и выражать свои эмоции, развивая эмпатию и способность к сопереживанию.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс, учитывать возможности развития дошкольников как представителей региона и носителей местной культуры. В связи с этим при реализации проекта «Картинная галерея в детском саду» мы стремимся учитывать региональный компонент, организуя встречи с писателями и художниками Урала. В ДОУ проводилась встреча с замечательным человеком, художником, режиссёром и писателем Леонидом Васильевичем Заварзиным. В книгах Леонида Васильевича много рассказов о мудрости, смелости, силе воли уральских людей и о нашем родном крае. Ребята с удовольствием играли на встрече в рифмы, задавали много вопросов и получили интересные содержательные ответы. Также у нас проводилась встреча с писательницей Надеждой Валерьевной Салиховой, на которой воспитанники послушали произведение "Мыло вместо гранаты", а затем Надежда Валерьевна рассказала о том, как во время Великой Отечественной войны кошки спасали город Ленинград после блокады. Завершилась встреча мастер-классом по рисованию кошек.
В декабре прошла замечательная встреча с Кривоноговой Ольгой Семëновной, художником, преподавателем Уральского колледжа бизнеса, управления и технологии красоты", г. Екатеринбург.
Воспитанники внимательно слушали рассказ художницы о ее работах, о каждой она сказала несколько слов. Ребята смогли увидеть семейные портреты, картины, посвященные творчеству Пушкина и Гоголя, но больше всего им понравились пейзажи родного Уктуса, а ещё работы, написанные к башкирскому фестивалю, на которых были изображены лошади. Именно лошадки стали темой последующего за рассматриванием картин мастер-класса. Ценностно-смысловое восприятие искусства развивается у дошкольников благодаря тому, что в художественно-игровой деятельности они приобретают опыт своего видения мира и могут выразить свои чувства в процессе создания собственного изображения в условиях мастер-классов и творческих мастерских.
Рассматривание картин, знакомство с объектами культурно-исторического наследия Урала и России интегрируем с культурными событиями и праздниками.
Таким образом, использование картин художников в образовательном процессе является эффективным инструментом повышения качества образования, способствующим всестороннему развитию и повышению уровня эстетической культуры воспитанников, формированию у них любви к Родине, уважительного отношения к культурным традициям и духовному богатству своего народа. Реализация проекта обеспечивает рост профессиональных компетенций педагогов и позволяет создать уникальную среду, способствующую всестороннему развитию личности ребенка.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}