19-12-2024
Чаус Федор Юрьевич
Синергия
Рассматривая постпенитенциарное воздействие на лиц, отбывших наказание, необходимо сказать о том, что в рамках изучения рецидивной преступности, наиболее остро необходимость данного вида воздействия относится к лицам, которые освободившись из мест лишения свободы.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы стремятся к минимизации свободного времени у заключённых, привлекая их к труду, учёбе или иных общественно-полезным работам. С этой же целью день заключённого распланирован вплоть до минуты, поэтому ему нет необходимости совершать большое количество выборов.
Оказываясь же после освобождения в обществе, преступник сталкивается с большим количеством возможностей, среди которых он самостоятельно отбирает, наиболее привлекательные себе исходя из своих предпочтений. Однако, вместе с приобретёнными возможностями, лицо оказывается в уже рассмотренных ранее сформировавшихся общесоциальных условиях, которые как правило, накладывают большое количество ограничений на его возможности, зачастую вынуждая вернуться лицо на преступный путь.
Кроме того, даже если лицу удаётся избежать решающее влияние причинного комплекса на его мнение относительно совершения нового общественно-опасного деяния, то всё равно, освободившиеся после отбытия наказания в виде лишения свободы лица, вновь оказываются в обществе, где существуют свои социальные установки поведения, которые могли быть забыты лицом за время отбывания наказания.
По указанным выше причинам на ряду с общими профилактическими мерами, направленными на оздоровление экономики в государстве, формирование стабильной политической обстановки, а также «вживление» в общество неформальных норм, поддерживающих лиц на пути их реализации, необходимо применение специальных профилактических мер, как постпенитенциарное воздействие на лиц, отбывших наказание.
Прежде всего, необходимо определить место данного вида воздействия в рамках специально-криминологических мер превенции рецидивной преступности. Постпенитенциарное воздействие на лиц, отбывших наказание, как правило, выделяется в группу индивидуального предупреждения рецидивной преступности и применяется в отношении конкретных лиц, совершивших преступления. В то же время, как нельзя однозначно судить о степени корреляции назначаемого уголовного наказания и показателей рецидивной преступности, так нельзя судить и о отсутствии связи между индивидуальным предупреждением и направленным на неопределённый кргу лиц.
Так, бесспорно специально-криминологические меры профилактики, которые направлены на неопределённый круг лиц, носят более общей характер и не учитывают ряд признаков, учитываемых при индивидуальном предупреждении как социально-психологические и гендерные особенности лица. Однако, нельзя отрицать, что и изменение законодательства в сфере большего дифференцирования назначаемых видов наказаний и условий жизни в местах лишения свободы, может повлиять на решение лица, совершить новое преступление.
Так, если лицо женского пола, освободившееся после отбытия реального наказания в местах лишения свободы, узнаёт, что были изменены нормы, регламентирующие норму жилой площади в местах лишения свободы с 3 кв. м до 2 кв. м, то это может стать одним из сдерживающих факторов для совершения нового преступления конкретным лицом.
Однако, сложнее судить о воздействии мер профилактики индивидуального характера на неопределённый круг лиц. Так, если в отношении освободившегося лица будет применена одна из мер постпенитенциарного воздействия, а именно: меры по устранению отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения, то можно говорить о предупредительной деятельности, проведённой в отношении других членов семьи. Например, если была достигнута договорённость с одним из членов семьи, которые оказывает отрицательное влияние на лицо, освободившееся из мест лишения свободы, путём употребления наркотических средств, о прохождении лечения им в наркологическом диспансере, то вне всяких сомнений данная мера индивидуального предупреждения, окажет влияние и на других членов семьи.
Конечно, нет оснований говорить о том, что антиобщественный потенциал семьи полностью исчерпан, однако он значительно уменьшен как в срезе совершения освободившимся лицом рецидива, так и в срезе совершения преступлений другими членами семьи.
Все упомянутые выше положения свидетельствуют о важности постпенитенциарного воздействие на лиц, отбывших наказание, не только в качестве средства индивидуального предупреждения, но и значительного потенциала в отношении иных лиц.
Система постпенитенциарного предупреждения в общем виде включает в себя ряд следующих мер:
- учет ранее судимых лиц, а также лиц, склонных к совершению преступлений (контрольно-наблюдательное дело);
- взаимодействие с исправительными учреждениями, в которых отбывали наказание освобожденные лица;
- составление индивидуальных планов профилактических мероприятий для недопущения рецидива;
- меры по устранению отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения.
Очевидно, что основная задача субъектов профилактики в постпенитенциарном периоде должна состоять, с одной стороны, в создании препятствий для возобновления старых и возникновения новых социально негативных связей бывшего осужденного; а с другой в оказании ему социальной, психологической и иной помощи в установлении (возобновлении) социально одобряемых связей и отношений. Это определяет и два основных направления постпенитенциарного воздействия на личность: административный надзор и социальная помощь.
В связи с тем, что постпенитенциарный рецидив обусловливает необходимость существования и применения контроля на завершающей стадии реализации уголовной ответственности, главным критерием результативности контроля за освободившимися от отбывания лишения свободы является его влияние на уровень постпенитенциарного рецидива. Поэтому изучаемая ранее статистика заставляет, в первую очередь изучить институт постпенитенциарного воздействия, как нуждающийся в совершенствовании для снижения общефедерального и регионального рецидива.
Но фоне описанных мер, необходимо получить представление о степени эффективности их реализации. Так, опрос тридцати сотрудников правоохранительных органов, работающих в различных структурных подразделениях системы исполнения наказаний, позволил выявить некоторые из наиболее значимых факторов, имеющих место в постпенитенциарном периоде.
По мнению опрошенных сотрудников следующие факторы, влияют на уменьшение эффективности применяемых мер в противодействии рецидиву:
1. формальный подход к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания (68%);
2. отсутствие эффективной системы административного надзора за лицами, отбывшими наказание (89%);
3. вызванные, как правило, субъективными факторами, трудности в трудоустройстве бывших заключенных (79%);
4. распад семьи у лиц, отбывающих и отбывших уголовное наказание (59%);
5. отсутствие налаженной системы постпенитенциарной социальной и психологической поддержки (86%);
6. отсутствие системы координации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по месту жительства осужденного (64%).
В рамках первого выделенного направления, а именно административного надзора, меры по улучшению его имплементации должны заключаться, в первую очередь, в проведении ряда изменений в структуре функционирования и взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы для налаживания системы взаимодействия и повышении эффективности контроля.
Кроме того, нельзя говорить о том, что условно-досрочно освободившееся лицо, обладает иными характеристиками при выходе из мест лишения свободы, чем лицо, отбывшее его до конца. Безусловно, освобождённый имеет положительную характеристику, что и обусловило его возможность раньше выйти из исправительного учреждения, но он нуждается в надзоре точно также, как если бы не имел таких характеристик. Стоит помнить, что поведение лица в исправительных учреждениях кардинально отличаются от поведения в обществе, что объясняется наличием уже рассмотренных ранее факторов относительно свободы выбора и наличии меньшего количества, но не меньшего по значению, ограничителей
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}