Концертная и конкурсная деятельность,как стимул к обучению в музыкальной школе

15-07-2025

Паббо Надежда

Преподаватель

Концертная и конкурсная деятельность,как стимул к обучению в музыкальной школе.
Вовлечение учащихся в концерты и конкурсы всегда остаются востребованными формами работы. Это те приоритетные направления, ради которых дети обучаются в музыкальной школе.
Да ,несомненно, есть дети, которые поступили в музыкальную школу, чтобы овладеть инструментом и музицировать исключительно в домашних условия для себя, для родителей. Но основная часть обучающихся всё-таки желает быть услышанной большой аудиторией .И как правило, дети, которые имеют средние музыкальные способности более склонны к самовыражению. Очень активно участвуют в концертах. Предстоящее выступление на публике- отличный стимул к регулярным домашним занятиям.
Бывали случаи, ребёнок медленно учит музыкальное произведение.Приходит на занятие не подготовленный.Дома занимается мало.Но как только ставишь перед ребёнком цель-выступление на концерте ,отношение к музыкальным занятиям сразу меняется. Домашняя работа осуществляется. Произведение разучивается. Ребёнок начинает понимать, для чего он ходит в музыкальную школу. Для того, чтобы профессионально владеть музыкальным инструментом и продемонстрировать своё мастерство зрителю.
Кроме того,участие в публичном выступлении закаляет волю, развивает качества необходимые пианисту, способствует развитию творческих резервов, помогает проявить артистизм, музыкальность.
Педагог на концерте может уловить неожиданные черты дарования ученика. Если же концерт или конкурс прошел удачно, остается огромное чувство удовлетворения и память на всю жизнь.
Конкурсная и концертная деятельность призвана решать следующие учебные задачи: обобщение методических знаний и опыта, направленного на привитие интереса к фортепианному исполнительству; создание условий для расширения творческого потенциала детей; развитие музыкальных способностей, воспитание артистизма, формирование сценической культуры и выдержки.
Если учащийся интенсивно вовлечен в концертную и конкурсную деятельность, у него формируется устойчивый интерес к обучению и, как следствие, повышается успеваемость.
Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт богаче и разнообразнее, стимулирует их собственное внимание к звуковой и технической стороне исполнения. Обучающиеся становятся более уверенными в себе и целеустремленными.
Концерт- это публичное исполнение музыкальных произведений по определённой, заранее составленной программе.
Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок участвовал в школьном концерте. Но щкольный концерт, как правило, формиру ется из лучших номеров всех отделений школы искусств. На такое мероприятие зачастую происходит отбор. И учащихся, которые чуть слабее или не совсем готовы, не включают в концерт школы. Поэтому на помощь приходит концерт класса .Рассмотрим его преимущество.
1.Участвуют все ученики
2.Обстановка более спокойная, «домашняя».
3.Можно делать тематические концерты -лекции
4.Можно делать концерты чаще и варьировать музыкальный материал.
Концерт класса- это широкое поле для творчества и возможность продемонстрировать свои успехи в обучении.
Для первоклассников такие концерты особенно важны. Ребёнок впервые выступает на публике и учится справляться с волнением.
Концертные выступления научат детей управлять своими эмоциями, дети приобретут сценический опыт, и умение доносить до публики свои мысли и чувства.
Концертные выступления воспитывают организованность, аккуратность ,опрятность.Пожалуй ни один ребёнок не позволит себе опоздать на концерт, в котором он сам принимает участие, либо прийти в ненадлежашем виде.
Конкурс – это очень ответственное и волнующее выступление, предполагающее выявление победителей. Как правило, конкурс проводится по определенному виду искусств (инструментальное, вокальное, хоровое,изобразительное,театральное,хореографическое
Это оценка умений и навыков, проверка собственных сил.
Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также моральное удовлетворение. Это стимул идти дальше к новым достижениям.
Участие в конкурсах и фестивалях — это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, оценить свои возможности, увидеть и услышать уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями, приобрести творческую смелость и получить опыт конкурсанта, а также  дополнительный стимул для активной самореализации.
Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену и себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом работы над собой.Участие в конкурсе учит радоваться чужим победам и спокойно принимать поражение. Учит к проигрышу относиться философски. Не победили в одном конкурсе, победите в другом. Если вы ничего не заняли, то участие — уже ваша победа, победа над собой. Вы приобрели опыт, а опыт поражения – тоже опыт. Кроме того, поражение -это мотивация для дальнейшей усердной работы. И тогда следующее участие будет результативным. Необходимо помнить,что оценивание конкурсных, да и любых концертных выступлений – это субъективное мнение. Члены комиссии –простые люди ,хоть и профессионалы. И выбрать самых достойных из большого количества участников бывает очень сложно.Поэтому, отправляясь на такое мероприятие, нужно настраиваться на игру. Сам участник должен получать удовольствие от своего выступления. Получать радость от возможности выступать на сцене, перед профессиональным жюри, дарить свое мастерство слушателям. Это самый правильный настрой, который должны поддерживать в ребенке-конкурсанте и преподаватели, и семья.
Для того чтобы удачно выступить в концерте или на конкурсе, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состояние. Слагаемыми его являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта.
К конкурсу необходимо подходить серьёзнее, чем к концерту.В этот день желательно хорошо выспаться, не планировать более никаких дел. Обязательно разыграться перед выступлением.Перед выходом на сцену побыть в тишине, настроиться.
Родителям очень важно понимать и уметь донести до своего сына или дочки, что любой творческий конкурс — далеко не судьбоносное событие, не какой-то решающий этап, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. Не нужно зацикливаться на цели непременно занять призовое место и, более того, во что бы то ни стало победить, иначе возможный проигрыш может стать для ребенка слишком серьезным разочарованием. Иногда напутственное слово и похвала «другого» преподавателя за кулисами «стоят» в разы дороже кубка. Это надо понимать и объяснять ребенку. Конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства. Принимая участие  в конкурсах и фестивалях, у ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации и практического опыта.
Рассмотрим различия и сходства конкурса и концерта.
Конкурс Концерт
1 Выученное произведение
2.Участвуют единицы Участвуют многие
3.Ожидает приз материальный Апплодисменты зрителя
4. Желание участия
5. Настрой на ответную реакцию зрителя или жюри
6. Настрой на победу Настрой на успешное выступление
7. Психоэмоциональная устойчивость
8.Репертуар более сложный Репертуар доступный для
(2-3 произведения определен- Слушателя (1 произведение)
ного плана)
9.Психо-физическая готовность Эмоциональный настрой
10. Ответственный подход
11.Профессиональное жюри Обычный слушатель
Так к чему же всё-таки стоит подходить серьёзней,к конкурсу или концерту? Вывод такой. Готовиться к конкурсу и концерту следует одинаково серьёзно. Но необходимо помнить, что конкурс ответственней концерта. Конкурс требует больших эмоциональных и физических затрат. Когда грань стирается, музыканта можно считать профессионалом. Настоящий профессионал подходит к концерту и конкурсу одинаково ответственно .

Разработчик статьи: Преподаватель МБУДО «Приладожская детская школа искусств» Паббо Н.А .2024г.
















Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved