15-11-2024
Бетехтина Наталья Александровна
Воспитатель, филиал «Дробышевский детский сад»
Конспект занятия
по речевому развитию (обучение грамоте)
в старшей (разновозрастной) группе .
Тема: Согласные звуки [т] - [т’], буквы Т, т.
Цель: Познакомить с твердым согласным звук [т], мягким согласным звук [т’],
с буквами Т, т; учить различать их на слух и на письме; развивать речь, мелкую моторику; мимику; ритмическую сторону речи.
Задачи:
- познакомить детей со звуками [Т], [Т’],
- научить узнавать ее зрительно;
- учить читать слоги и слова с этой буквой;
- способствовать умению давать характеристику звуков [Т], [Т’];
- закрепить знания о гласных и согласных звуках;
- развивать словарный запас детей, фонематический слух, внимание;
- развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги.
Оборудование: тетради, синие ручки, картинки с буквой Т, предметные карточки по выбору воспитателя, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Наши умные головки
Будут думать много, ловко (держимся за голову)
Ушки будут слушать (руками сделать ушки)
Ротик чётко говорить.
Ручки будут хлопать
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: - Давайте улыбнёмся друг другу.
Воспитатель: - Будем мы сейчас опять
Звуки, буквы изучать,
И друг другу не мешать.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в страну «Буквария».
Повторение пройденного материала.
Воспитатель: - Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, у каких звуков и букв мы были в гостях в прошлый раз. (Лента букв).
2. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадки:
1. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)
2. Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире. (телевизор)
3. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?... (тетрадь)
4. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (тюльпан).
Воспитатель: - Произнесите слова туча, телевизор, тетрадь, тюльпан и назовите первый звук в этих словах.
Воспитатель: - Какой звук повторялся? (Т).
Воспитатель: - Правильно, Т.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком [т] - [т’], буквой Т, т.
Воспитатель: - Нас ожидает много нового и интересного.
Характеристика звука IТI.
Воспитатель: - Давайте произнесем звук Т. (Т- т- т).
Воспитатель: - Как они произносятся? Что делают губы и язык при произнесении этого звука? (Губы приоткрыты, язык прижимается к верхним зубам).
Воспитатель: - Звук [т] можно пропеть? (Звук [т] нельзя пропеть. Он согласный).
Воспитатель: - Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [т]. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).
Воспитатель: - Если горлышко спит, значит звук [т] глухой. А еще звук [т] бывает мягкий [т’].
Воспитатель: - Давайте дадим полную характеристику звука [т]. (Звук [т] согласный, глухой, твердый и мягкий).
Воспитатель: - Давайте произнесем слова туча, телевизор, тетрадь, тюльпан. В слове туча [т] – согласный, твердый, а в словах, телевизор, тетрадь, тюльпан [т’] – согласный, мягкий.
Воспитатель: - Предлагаю поиграть.
Воспитатель: - Я буду называет слова, а вы повторяете слово выделяя первый звук. Определяете твердый или мягкий. Твердые согласные показываете синюю карточку, а мягкие –зеленую.
Слова для игры: таблетка, театр, тарелка, тыква, трамвай, тигр, торт, телеграмма.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.
Речевая зарядка:
Воспитатель: - Ребята, а сейчас проговорим чистоговорку:
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - испугался серый кот.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Воспитатель: - А сейчас физкультминутка.
Физкультминутка «А часы идут, идут…»:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: - Мы с вами слова со звуком Т, а мы можем увидеть звуки? (Нет).
Воспитатель: - Нет, мы видим и пишем буквы.
Воспитатель: - Какой же буквой обозначается звук Т на письме?
Воспитатель: - Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась (Педагог демонстрирует печатную букву Т, т.)
Воспитатель: - Давайте познакомим букву Т с гласными буквами.
Воспитатель: - Если звук Т подружиться со звуком А, какой звук получится?
(Аналогично с другими гласными буквами).
Воспитатель: - Назовите их - ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ.
Чтение слогов с буквой Т по слоговой таблице.
Слоги: ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТИ, АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ. Слова: тигр, торт, три, труд, трава, тайна, туман.
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Покажите, где она находится в алфавите?
Воспитатель: - Чтобы лучше запомнить, давайте из палочек выложим букву Т.
Воспитатель: - Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на ленту букв, в каком домике будет жить буква Т? ( В синем).
Воспитатель: - Почему у неё такой домик? (Она согласная).
Воспитатель: - Напишем букву Т в воздухе пальцем.
Воспитатель: - Сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика: «Любимые сказки»:
Будем пальчики считать, (Хлопают в ладоши)
Будем сказки называть (Хлопают в ладоши)
Рукавичка, Теремок, (Поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк,
Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, (Поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка
И козлят.
Этим сказкам каждый рад. (Сжимают кулачки).
Графический диктант.
Воспитатель: - От начальной точки: 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1вправо,
1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 8 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх,1 вправо, 2 вверх, 1 вправо,
3 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 5 вниз, 2 влево,1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх,
1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх (тигр).
Нарисуйте тигру глаз.
Работа в тетрадях.
Воспитатель: - А сейчас пропишите букву Т в тетрадях.
3. Итог занятия:
Воспитатель: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались? С каким звуком и буквой познакомились?
Воспитатель: - Что вам больше всего понравилось?
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}