29-08-2025
Ворожбит Наталья Михайловна
учитель истории и обществознания
Исследовательский метод в обучении нельзя назвать новым педагогическим явлением. Но его актуальность использования в практике учителя истории и обществознания обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, потребность детей в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.
Во-вторых, общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Это стиль жизни современного человека. Поэтому одной из задач современного образования является необходимость подготовки ребенка к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, формирования социально-активной жизненной позиции.
В – третьих, в стандартах второго поколения одной из приоритетных задач ставится формирование исследовательской компетенции школьника.
В - четвертых, и использование в работе исследовательского метода позволяет связать изучаемый материал с потребностями, возможностями и интересами учащихся, развивать и поддерживать способных детей, которые имеют повышенный интерес к предмету.
Исследовательский подход в обучении.
Исследовательский подход представляет собой способ знакомства учащихся с методами научного исследования, что содействует формированию у них научного мышления, развитию критического мышления и познавательной самостоятельности. Применение методов научной работы в учебном процессе ставит перед учеником задачу не только усвоения готовых знаний, но и проведения собственных исследований. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
«Исследовательский метод обучения» предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
«Исследовательский метод обучения» имеет ряд преимуществ:
во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Перед детьми необходимо выдвигать такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод научно-исследовательской деятельности тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.
Следовательно, перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.
Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к научно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами.
Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, выделить в изучаемой информации главное, умение переформулировать мысль.
С учетом возрастных особенностей, обучающихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков: 5-6 класс и 7-9 класс.
В 5 - 6 классах на уроках истории и обществознания необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение.
В 5 классе развитию навыков исследователя, т.е. внимание к деталям, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте или проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
В 5-6 классах проекты несложные, не требуют много времени для подготовки. Учащимся можно предложить следующие темы:
«Великие изобретения Древнего Востока», «Город на семи холмах: загадки археологических раскопок», «Исторические портреты выдающихся исторических личностей Древнего мира (Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский).
В 6-7 классах поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим заданиям; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.
Так, например, в 6-7 классах это могут быть темы: «Крещение Руси: легенда и факты», «Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления», «Форма правления при Иване Грозном: абсолютизм или сословно-представительная монархия?».
С каждым годом задания усложняются. Проекты в 10-11 классах требует уже определенных навыков, образного мышления, интереса к изучению истории, нестандартного подхода к решению учебных задач, коммуникативных способностей. При проведении таких уроков можно использовать материал СМИ, Интернет - ресурсы, материал, полученный на уроках литературы, географии, альтернативные источники.
Например, темы в 10-11 классах: «Какое отражение получили события Гражданской войны в искусстве?», «Эффективность международных санкций в достижении внешнеполитических целей», «Влияние искусственного интеллекта на будущее работы и занятость населения» и т.д.
Этапы исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в образовательном процессе
предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Выбор темы исследования;
Определение объекта и предмета исследования;
Определение цели и задач;
Разработка гипотезы;
Составление плана исследования;
Работа с литературой;
Выбор методов исследования;
Подготовка и проведение исследования;
Обработка результатов исследования и формулирование выводов;
Оформление работы.
Первый, наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Принято считать, что правильно выбрать тему работы - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной. Но прежде необходимо определиться, к какому типу исследования она будет относиться (исследовательская, прикладная (практико-ориентированный), информационная, творческая, социальная, инженерная и т.д).
При формулировке темы исследования в первую очередь следует сформулировать обоснование ее актуальности. Здесь нужно указать, из каких соображений приступают к исследованию данной проблемы, чем обусловлена необходимость исследования - развитием науки, общественными потребностями, или она представляет собой обобщение опыта и т. д. На этой основе формулируется противоречие.
Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено?
При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, при этом необходимо иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики.
Тема должна быть:
- выполнима в данных условиях, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
- оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, нестандартности взгляда на привычные предметы и явления;
- реализуема в имеющихся условиях, т. с. по данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента;
- конкретна, чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания, и наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
- содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему (в формулировке проблемы требуются слова («какой», «какова», «сколько», «почему» и др.), хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.
Следующий этап - определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? (современные стандарты красоты)
Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? (влияние современных стандартов красоты на самооценку подростков)
Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Далее определяем цели и задачи. Цель формулируется кратко и п
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}


