20-11-2024
Жданова Елена Владимировна
учитель ГБОУ ЛО "Ларьянская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы" п. Ларьян, Ленинградская область
Доклад на тему:
«Использование современных информационных технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению математики».
...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и его эрудиции.
В.Сухомлинский
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Предмет математика – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Таким образом, возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках математики существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.
Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Но, чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
1. Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.
Уроки математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы, физминутки. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- тренажёр;
- контроль за умениями, навыками обучающихся.
Использование демонстрации материала в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.
Цифровая наглядность, должна быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний. Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: ребёнку с ограниченными возможностями здоровья намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры. Это простой и очень эффективный дидактический прием.
Тренажёр - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.
Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:
- во время устного счета (по цепочке);
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной проверочной работы;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся предлагаю персональные тренажеры на ПК. Через 3-5 минут собираю листочки или тетради с ответами, а после урока подсчитываю и фиксирую количество верных ответов в специальной «Таблице успехов». На следующем уроке ученикам сообщаю результаты и предъявляю новые упражнения на этих же тренажерах. Результаты вновь заносятся в таблицу. Учащиеся вместе с учителем следят за продвижением успехов, сравнивают свои достижения с достижениями одноклассников.
Задания на тренажерах можно изменять в зависимости от типа и целей урока.
Тренажеры можно использовать и на уроках изучения геометрического материала. Для ребят такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: автоматизировать вычислительные навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков.
Примеры некоторых карт-тренажеров.
• Сокращение дробей.
• Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
• Арифметические действия с многозначными числами
• Вычисление процентов.
• Умножение и деление десятичных дробей.
• Округление до указанной разрядной единицы.
Так как для школ VIII вида в магазинах не имеется практически никакого
дидактического раздаточного материала, приходится на каждый урок, особенно
для учеников третьей группы, которые занимаются по индивидуальной
программе, готовить при помощи текстового редактора Microsoft Word печатные карточки.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы My Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Например: Возможны две формулы организации тестов, которые условно можно назвать «Выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «Напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери правильный ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «Напиши правильный ответ» предполагает
хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального
компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего
знания клавиатуры.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Использование информационно - коммуникационных технологий открывает
для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Благодаря
анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Конспекты уроков, тематическое планирование, различные отчёты и т. д. оформляются мной при помощи текстового редактора Microsoft Word.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. При помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным.
Элементы визуального ряда для сопровождения урока я беру в сети Internet,
сканирую фотографии и рисунки из источников литературы (энциклопедии,
справочники и т.д). На уроках я использую звуковое сопровождение тоже взятое в сети Internet.
Презентации позволяют:
- продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
- достичь оптимального темпа работы ученик
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}