«Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов окружающего мира» , урок информатики 11 кл

16-12-2024

Митяева Евгения Григорьевна

МОБУ Галенковская СОШ Октябрьского муниципального округа Приморского края

Тема урока «Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов окружающего мира»
Вид урока: комбинированный
Класс 11
Автор Митяева ЕГ
Цели урока:
o Ознакомить учащихся с основами теории графов и деревьев, их видами, свойствами, применением в различных областях.
o Развивать навыки анализа и синтеза информации, критического мышления.
o Формировать интерес к математическим моделям и их практическому применению.
Задачи урока:
• Получить навыки преобразования матрицы смежности (табличной формы представления информации) в граф;
• Сформировать навык построения путей в графе и поиска кратчайшего пути.


Дидактическая структура урока Деятельность учителя Формы организации учебной деятельности (слайд 18) Содержание Планируемые результаты
Мотивационно-целевой этап • Приветствует учеников и создает позитивную атмосферу.
• Задает вопросы, чтобы вызвать интерес к теме: «Как вы думаете, где мы можем встретить графы в повседневной жизни?».
• Объясняет цели урока и его значимость, связывая тему с реальными примерами (например, использование графов в социальных сетях или логистике).
Фронтальная работа со всем классом, обсуждение. Ребята участвуют в обсуждении, высказывают свои мысли и примеры, формируют представление о целях урока. Учитель начинает урок с краткого введения, объясняя, почему важно изучать графы и деревья. Приводит примеры из реальной жизни, такие как использование графов в социальных сетях (каждый пользователь может быть представлен как вершина (узел) графа, а связи между пользователями (друзья, подписчики) — как ребра (связи). Это позволяет визуализировать и анализировать, как пользователи взаимодействуют друг с другом) или в логистике для оптимизации маршрутов доставки.
Учитель задает вопросы для обсуждения: «Как вы думаете, где еще мы можем встретить графы в повседневной жизни?»
«Какие процессы можно описать с помощью деревьев?»
Учащиеся делятся своими мыслями и примерами.
Учитель подводит итог данного этапа: на уроке мы узнаем:
• Что такое граф, как наглядное средство представления и состава системы.
мы научимся:
• применять графы при решении различных задач;
• представлять информацию на графах.
мы сможем:
• находить кратчайший путь по графу.
Формирование интереса к теме:
• осознать значимость графов и деревьев в различных областях жизни
• мотивированность к изучению темы, понимание её практического применения.
Активизация предшествующих знаний:
• вспомнить и обсудить ранее изученные понятия, связанные с графами и деревьями, что поможет им связать новую информацию с уже имеющимися знаниями.
• уметь приводить примеры графов и деревьев из своей жизни или окружающего мира.
Определение целей урока:
• понимать, какие знания и навыки они получат в ходе урока, и как это поможет им в дальнейшем обучении и в реальной жизни.
• сформулировать для себя личные цели на урок, например, «Я хочу научиться строить графы» или «Я хочу понять, как деревья помогают в организации информации».
Создание положительной атмосферы для обучения:
• чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы активно участвовать в обсуждении и задавать вопросы.
• быть готовыми к сотрудничеству в группах, что способствует развитию командных навыков.

Актуализация опорных знаний



Изучение нового материала Использовать проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций»,
организации условий, провоцирующих учебную деятельность (слайд 29)
Делит класс на группы и предлагает решить задачи, связанные с графами и деревьями из банка заданий КЕГЭ. Обходит группы, помогает и направляет их в процессе работы. Работа в группах (разбить класс на группы, выдать разные примеры каждой группе) Показать, как графы и деревья, которые ребята изучали ранее, применяются в контексте новой темы. Показать пример из банка заданий ЕГЭ, предложить ребятам разобрать решение таких заданий на этапы, обсудив в группе.(задание1,2.)
(Ученики работают в группах, обсуждают и решают предложенные задачи. Создают графы и деревья, используя бумагу и ручки или компьютерные программы, если это возможно. Презентуют свои результаты другим группам, объясняя свои решения и подходы)
Подвести итоги работы , обобщив и проанализировав предложенные этапы решения каждой группы после их выступления. Вспомнить ранее изученное, подготовиться к восприятию нового материала.
Понимание основных понятий:
четко понимать, что такое графы и деревья, их основные характеристики и различия. Уметь объяснить, как эти структуры могут быть использованы для моделирования различных объектов и процессов.
Применение знаний на практике:
o уметь строить графы и деревья на основе заданных условий. Это включает в себя умение правильно выбирать тип графа или дерева в зависимости от задачи и корректно отображать информацию.
Анализ и интерпретация данных:
o развить навыки анализа графов и деревьев, уметь интерпретировать информацию, представленную в этих структурах, и делать выводы на основе визуализированных данных.
Работа в группе:
o научиться эффективно работать в группах, обсуждая и решая задачи, связанные с графами и деревьями. Это включает в себя умение слушать мнения других, делиться своими идеями и приходить к совместным решениям.
Развитие критического мышления:
o развивать критическое мышление, анализируя различные подходы к решению задач, связанных с графами и деревьями, и выбирая наиболее эффективные методы.
Связывание нового материала с реальной жизнью:
o уметь связывать изучаемый материал с реальными примерами из жизни, что поможет им лучше понять практическое применение графов и деревьев в различных областях.


Самоконтроль и самооценка Дает задания для самоконтроля
самостоятельная работа Работа выполняется по вариантам, проводится самопроверка по образцу (ответы можно вывести в презентации или выписать на доску)
Осознание собственных достижений
уметь идентифицировать и оценивать свои достижения в учебе, что способствует повышению уверенности в себе и мотивации к дальнейшему обучению.
Определение сильных и слабых сторон
научиться анализировать свои сильные стороны и области, требующие улучшения. Это поможет им сосредоточиться на развитии необходимых навыков и знаний.
Формулирование целей
уметь ставить перед собой конкретные, измеримые и достижимые цели на основе проведенной самооценки. Это включает в себя как краткосрочные, так и долгосрочные цели.
Развитие критического мышления
развивать навыки критического мышления, анализируя свои действия и результаты. Это включает в себя умение задавать себе вопросы о том, что можно улучшить и как достичь лучших результатов.
Повышение ответственности за собственное обучение
осознать свою ответственность за процесс обучения и результаты. Это включает в себя активное участие в учебном процессе и стремление к саморазвитию.
Улучшение навыков саморефлексии
научиться проводить саморефлексию, что поможет им лучше понимать свои эмоции, мотивацию и поведение в учебной среде.
Подготовка к обратной связи
быть готовыми к получению и восприятию обратной связи от учителей и сверстников, что поможет им в дальнейшем развитии и улучшении своих навыков.

Рефлексия учебной
деятельности Предлагает ученикам заполнить анкету самооценки, в которой они оценивают свои знания и навыки.
Обсуждает с классом, как можно улучшить понимание темы и какие шаги предпринять для дальнейшего обучения.
Подводит итоги урока, акцентируя внимание на ключевых моментах Анкетирование, беседа Затем ребятам предлагается заполнить анкету. • уметь оценивать свой прогресс в обучении, осознавая, какие знания и навыки они приобрели в ходе изучения материала.
• развивать навыки анализа своих действий и решений.
• научиться критически относиться к своему обучению, задавая себе вопросы о том, как они могут улучшить свои подходы и методы работы.
• уметь устанавливать цели для дальнейшего обучения и разрабатывать стратегии для их достижения, что способствует развитию саморегуляции.
• развивать навыки выражения своих мыслей и чувств.

Затем учитель выдает Д.З. (возможно в виде решения типовых задач на яндекс учебнике.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://rosobrped.ru/doc/675fbb8ac1e06-Конспект_урока_11кл.docx

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved