ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

21-03-2025

Баранова Наталья Владимировна

преподаватель специальных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Херсонской области «Херсонский многоотраслевой техникум»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО


Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, товароведение и экспертиза товаров.

В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах – товароведах, коммерсантах, менеджерах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.
Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.
Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственно- хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:
 умение устанавливать личные контакты;
 воспитание предприимчивости, самостоятельности;
 умения анализировать и оценивать свои действия;
 формирование чувства ответственности за порученное дело;  развитие способности к управленческой деятельности.
Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, навыков.
Проведение деловых игр является с одной стороны результативным методом обучения, с другой – достаточно сложным, так как для проведения деловой игры требуется большая подготовительная работа, а на саму игру – не менее 4 часов аудиторного времени.
На изучение дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» по учебному плану отводится 68 часов аудиторных занятий. Поэтому максимальное количество часов, которое можно отвести на деловые игры, на взгляд автора, составляет 8 часов. Это могут быть две деловые игры, как заключительные занятия после изучения соответствующих разделов «Товароведение и экспертиза зерномучных товаров», «Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров».
Любая деловая игра включает следующие этапы:
1. подготовительный этап, на этом этапе студенты получают информацию о теме, цели, порядке проведения игры. Проводят сбор практического материала по сценарию игры, повторяют пройденный материал, получают необходимую консультационную помощь, готовят аудиторию;
2. проведение игры – решение конкретных производственных ситуаций, управление деятельностью участников;
3. заключительный – разбор и обсуждение результатов, подведение командных итогов, оценивание каждого игрока, выявление типичных ошибок.
При проведении деловой игры могут быть использованы знания только по одному, конкретном предмету - Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров
(ситуация 1)
Исходя из условий ситуации 1, студенческая группа может быть разделена на 4 малых группы: товароведы магазина, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри.
Цель игры – овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.
Товароведы:
- принимают товар по количеству и качеству;
- определяют объем выборки;
- составляют акт отбора образцов и/или выборки;
- рассчитывают процентное содержание каждой фракции, сравнивают с данными, указанными в ГОСТе;
- заполняют необходимые документы, дают рекомендации по использованию принятых товаров;
- сообщают поставщику о результатах приемки, вызывают экспертов.
Эксперты:
- проверяют правильность отбора средней пробы;
- проводят органолептическую оценку качества продукции;
- проводят физико-химический анализ поступивших партий продукции; - дают заключение о качестве продукции.
Поставщики:
- анализируют данные, полученные товароведами;
- выясняют причины обнаруженных отклонений от данных, указанных в сопроводительных документах;
- намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков;
- проводят совещания с товароведами магазинов по разбору конфликтной ситуации.
Жюри:
- оценивают каждый этап работы по 5 балльной системе; - подводят итоги работы каждой команды.
Однако большую пользу приносят деловые игры, для решения которых необходимо применить комплексные знания по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» (ситуации 2,3):
Учитывая, что одной из функций товароведа является формирование ассортимента товаров в торговом предприятии, можно провести деловую игру на тему «Формирование ассортимента плодоовощной продукции в супермаркете».
Цель деловой игры – закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки потребительских товаров для формирования оптимального ассортимента в условиях, имитирующих профессиональную деятельность товароведа.
Для проведения деловой игры группа студентов (30 человек) делится на 5 подгрупп по 5 человек в каждой, которые будут выполнять функции товароведов. Оставшиеся 5 человек будут составлять жюри, которое оценивает работу каждой группы. В состав жюри выбираются студенты, показавшие высокие результаты в течение семестра, занимающиеся исследовательской работой. Кроме оценки работы команд в их функции входит подготовка необходимых для проведения игры документов (качественных удостоверений, актов приемки, актов отбора проб, протоколов испытаний и др.).
Инструктаж задание подготовительного этапа деловой игры:
1. Повторить теоретический материал по следующим вопросам:
 порядок выбора поставщика;
 содержание договора-поставки;
 требования к качеству плодоовощной продукции;
 ассортимент плодоовощной продукции, показатели ассортимента;
 факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничном торговом предприятии.
2. Выполнить следующие виды работ:
 провести анализ регионального рынка для выявления поставщиков плодоовощной продукции. Для этого применяется поиск по Интернету, знакомство с информацией, размещенной на сайте компании. Недостающие данные выясняются по телефону (минимальная партия отгрузки, наличие товара на складе, срок поставки, возможность отсрочки платежа и т.п.). На основе полученных данных делают сравнительный анализ ассортимента, цен и условий поставки продукции, выбирая 2-3 оптимальных варианта;
 провести анализ ассортимента, предлагаемого в предприятиях разного типа, расположенных в одном административном округе по показателям: широта, глубина, устойчивость и новизна ассортимента. Анализ проводится по каждой товарной группе, в соответствии с товароведной классификацией (фрукты, овощи; свежие, поработанные; и др.).
Каждая группа проводит анализ ассортимента в одном из типов торговых предприятий: «Продукты», специализированный магазин «Овощи-фрукты», «Гастроном», «Супермаркет», магазин Эконом-класса (не менее 5 магазинов каждого типа);
 изучить потребительские предпочтения покупателей продукции в отношении новых товаров, а также выявить степень удовлетворения существующим ассортиментом и качеством. Для этого разрабатываются анкеты, либо опросные листы.
Задания по поиску поставщиков и оценке потребительских предпочтений являются обязательными для всех рабочих групп студентов.
На втором этапе деловой игры, который проводится непосредственно в аудитории, имитирующей торговое предприятие, осуществляется приемка поступившей плодоовощной продукции по количеству и качеству.
Приемка продукции может проводиться на основе разработанных преподавателем ситуационных заданий, либо образцах овощной продукции (картофеля, лука, моркови и т.п.). Образцы могут быть взяты в студенческой столовой, либо принесены студентами из дома.
Поступившая партия проверяется на соответствие стандарту.
При этом определяют:
 внешний вид продукции, по показателям, определяемым стандартом на соответствующий вид продукции;
 проводят деление продукции на фракции, выделяя стандартную, нестандартную, отход.
 результаты приемки сравнивают с данными, указанными в стандарте, а также в сопроводительных документах поставщиков (качественное удостоверение).
На основании полученных данных составляется акт приемки, о чем уведомляют поставщика продукции.
По результатам проведенной оценки качества поступивших партий товаров, делается обоснованный выбор поставщиков продукции в торговое предприятие, заключение договора поставки и составление спецификации. Затем студенты составляют ассортиментный перечень, исходя из торговой площади, отведенной под плодоовощную продукцию в магазине, выявленных покупательских предпочтениях, наличия ассортимента у предприятий-конкурентов, а также с учетом контингента покупателей, предполагаемого для конкретного торгового предприятия.
Для этого проводится обмен информацией, полученной при анализе ассортимента в разных типах торговых предприятий. После составления каждой группой студентов ассортимента товаров, который будет предложен покупателям в супермаркете, проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов, для чего от каждой группы выделяют по одному эксперту. Окончательный вариант выносится на всеобщее обсуждение, при этом оценивается компетентность и активность самих экспертов.
Жюри в процессе всей деловой игры оценивает:
1) полноту анализа поставщиков продукции на региональном рынке, обоснованность из выбора;
2) результаты опроса покупателей продукции;
3) результаты анализа ассортимента в отдельных типах торговых предприятий;
4) результаты приемки продукции по количеству и качеству;
5) правильность заполнения документов: акта отбора проб, акта приемки, договора поставки, спецификации и др.
6) варианты ассортимента, предложенного каждой подгруппой участников;
7) работу экспертов по выбору окончательного варианта ассортимента для супермаркета.
На заключительном этапе подводятся окончательные результаты работы, объявляется группа – победитель, набравшая наибольшее количество баллов, отмечаются ошибки, допущенные командами при выполнении отдельных видов работ.
На протяжении всей игры преподаватель (или преподаватели) выступают в роли консультантов и координаторов игры.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved