Гигиена умственного труда школьников дома

10-06-2025

Мазманян Валерий Григорьевич

преподаватель-организатор ОБЗР ГБОУ Школа № 1912 Москва


Гигиена умственного труда школьников дома

Гигиена умственного труда школьников дома включает рекомендации по организации режима дня, организации рабочего места, питанию и физической активности. Цель — предотвратить переутомление, сохранить работоспособность и обеспечить успешное усвоение учебного материала.
Режим дня
Чередовать умственный труд с отдыхом. Это необходимо, чтобы сил школьника при дозированном распределении хватало на все виды деятельности, при этом сводилась к минимуму утомляемость.
Отводить одно и то же время для занятий, лучше всего — в дневные часы. Избегать учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
Через каждые 20–30 минут проводить микропаузы, физкультминутки.
Начинать выполнение домашних заданий в 16–18 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъём работоспособности.
Рабочее место
Рабочее место школьника организуют с учётом расположения, выбора мебели, освещения и организации хранения. Важно создать индивидуальное пространство, учитывающее физиологические особенности ребёнка и специфику его учебной деятельности.
Расположение
Стол размещают перпендикулярно окну — так естественный свет падает сбоку, что позволяет избежать бликов на рабочей поверхности. Если окна выходят на юг, лучше выбрать угол, немного удалённый от окна, чтобы избежать переизбытка света в полдень.
Между столом и стеной должно оставаться минимум 70–80 см свободного пространства — это обеспечивает необходимую циркуляцию воздуха.
Важно предусмотреть достаточное пространство для свободного перемещения вокруг стола — не менее 120 см с каждой стороны.
Если возможно, дверь в комнату не должна находиться за спиной школьника — лучше, если она будет перед ним или сбоку от него.

Мебель
Письменный или компьютерный стол со столешницей, позволяющей расположить все необходимые материалы. Высота и размеры стола подбираются в соответствии с ростом ребёнка. Оптимально выбрать модель с регулируемой высотой — такой стол «растёт» вместе с ребёнком.
В целом стол для учебы может быть каким угодно. Главное, чтобы у ребенка было правильное положение тела.
Роспотребнадзор дает такие рекомендации:
сидеть нужно глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову. Ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни — опираться на пол, предплечья — свободно лежать на столе;
стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столешницей расстояние было равно ширине его ладони;
нельзя опираться грудью о край стола; расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок правша, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Если левша — наоборот.
Сэкономить место в квартире и подарить ребенку целую мини-комнату позволит мебельный модульный комплекс с кроватью.
Особое внимание обратите на расположение, форму и высоту стола. Желательно, чтобы он имел прямые углы и мог свободно выдвигаться, получая доступ к дневному свету как минимум с двух сторон. Объемная лестница с ящиками обеспечит не только безопасность ребенку, но и дополнительной системой хранения.

Стул или рабочее кресло — желательно специально предназначенное для работы, с возможностью регулировать наклон спинки и высоту сиденья.
Полки и ящики для размещения учебных принадлежностей. Желательно, чтобы ребёнок мог дотянуться хотя бы до части из них, не вставая со стула.


Варианты оформления рабочего места школьника

По каким критериям следует выбирать стул, чтобы организовать комфортное рабочее место, и когда его лучше предпочесть креслу.
Стул – это важно
Если же стул подобран неверно, нагрузки на организм (особенно на позвоночник) возрастают многократно. Они приводят к проблемам со здоровьем: портится осанка, страдает кровообращение и работа внутренних органов.
Стул или кресло?
Специалисты советуют приобретать для младших школьников стул – простая и надежная мебель правильного размера не только будет поддерживать осанку, но и уменьшит травматизм (который растет у младших детей из-за подвижности кресел на колесах). Детям постарше можно купить кресло, лучше без опции поворота сидения. Важно, чтобы спинку приглянувшейся модели можно было регулировать, для снижения нагрузки на позвоночник.
При выборе ученического стула можно пользоваться следующими подсказками:
Выбором для младших школьников, которые постоянно растут, станет модель с регулировкой (трансформер).
Для непоседливых детей подойдет вариант с усиленной конструкцией (с усиленным каркасом).
Выбор цвета и формы каркаса – вопрос вкуса покупателя. Но, чтобы рабочее место выглядело гармонично, имеет смысл выбирать стул и парту с одинаковым каркасом.
Собираясь приобрести стул (или кресло) для школьника, родители должны ориентироваться на следующие критерии:
Рост ребенка, а также его возраст и вес. Рост – основной параметр, позволяющий подобрать комфортную и безопасную мебель.
Опции конструкции. Удобно, если сидение можно регулировать по высоте. Еще одна полезная возможность – изменение наклона и положения спинки, наличие подлокотников. Подобные возможности снижают нагрузку на спину, и ребенок устает меньше.
Дизайн. Мебель должна нравиться ребенку и гармонично вписываться в обстановку рабочего места.

Материалы. Детская мебель должна отвечать требованиям гигиены и безопасности, и иметь соответствующие сертификаты. Ожидается, что ткань обивки будет дышащей и гипоаллергенной, пластик – прочным и нетоксичным. Также важно, чтобы материалы обивки были тактильно приятными и легко чистились.
Определяемся с параметрами
Между тем, независимо от конструкции, в первую очередь необходимо оценить следующие параметры:
Сидение: высота. Высота зависит от роста школьника. Существуют специальные таблицы, связывающие рост, возраст и параметры мебели. Но подобрать правильный стул по высоте можно и опытным путем, если знать, как выглядит правильная осанка и в каком положении ребенку действительно удобно сидеть за столом.

Если высота сидения не подходит. Случается, что стул не подходит школьнику по росту, но очень ему нравится. Если ребенок спокойный, проблема решается приобретением подставки под ноги. Для активного ребенка вариант не самый удачный: он будет отвлекаться от уроков, то и дело передвигая подставку.
Жесткость сидения. Желательно подобрать стул со средней или максимальной жесткостью сидения. Если наполнитель мягкий и объемный, сидеть на нем будет не так удобно: ребенок станет проваливаться, что плохо повлияет на спину.
Глубина сидения. Анатомически правильной глубиной считается 2/3 от бедра ребенка. Иногда глубину можно регулировать смещением спинки, что увеличивает срок пользования стулом и снимает нагрузку при длительном сидении за уроками.

Спинка. Она не должна быть слишком высокой, оптимальный размер – до начала лопаток. Лучше остановить выбор на мебели с упругой цельной спинкой, причем ее форма должна быть анатомической (повторять изгиб позвоночника).
Подлокотники. Школьникам младших классов они не нужны: дети начинают на них неравномерно опираться, от чего страдает позвоночник. Для детей постарше предпочтительны подлокотники с регулировкой по высоте; их настраивают так, чтобы лежащие на них предплечья и кисти на столешнице лежали на одной линии.
Колесики. Подвижность может отвлечь младшего ученика от уроков. Выходом может стать модель с блокировкой колесиков. Блокировка бывает механической (выполняется вручную) или автоматической (блокируется кресло с нагрузкой).
При выборе стула или кресла для школьника необходимо отталкиваться от его роста, и тут можно действовать по-разному. Основным параметром мебели является высота посадочного места от пола, и сегодня действуют следующие усредненные нормы:
Ребенку ростом 110-115 см подойдет стул с сиденьем, расположенным на высоте 25-26 см (при этом высота столешницы – 45-46 см).
Детям ростом 116-130 см будет удобно сидеть на стуле высотой 30 см (за столом высотой 50-52 см).
Если рост школьника составляет 131-145 см, сидение стула должно располагаться на высоте 32-34 см от пола, столешница – на высоте 56-58 см.
Для комфорта учеников ростом 146-160 см нужно сидение на высоте 38-40 см, а столешница – на высоте 62-64 см.
Подросткам ростом 161-175 см подойдет стул (кресло) с высотой сидения 41-43 см, и стол высотой 68-70 см. Для более высоких школьников понадобится мебель высотой, соответственно, 45-46 и 75-56 см.
Посадка считается правильной при следующем положении частей тела:
Угол между бедрами и спиной, а также между бедрами и голенями должен быть максимально близким к прямому (90°).
Голени должны располагаться перпендикулярно к полу.
Стопы должны стоять на полу. Посадка считается неправильной, если стопы висят или касаются пола только носками. Когда такое происходит, потребуется подставка для ног.
Ребенку должно быть удобно опираться на спинку, при этом плечевой пояс не должен напрягаться. Если для опоры школьнику приходится откидываться назад, стул ему не подходит (скорее всего, глубина сидения слишком большая).
Чтобы младший школьник не уставал, подолгу сидя за приготовлением уроков, стул и стол должны соответствовать росту ребенка и друг другу (находиться в одной ростовой группе). Локти должны удобно лежать на столе, а расстояние между грудной клеткой и краем столешницы не должно превышать 8-10 см.
Если вы склоняетесь к мебели на колесиках, проверьте, чтобы диаметр крестовины не был меньше 55 см; иначе конструкция будет неустойчивой.

Освещение
Для рабочей зоны нужен отдельный светильник — чаще всего это регулируемая настольная лампа. Её ставят так, чтобы при письме рука не закрывала падающий свет. Мощность светильника — около 60 Вт: свет достаточно яркий, но не слепящий.
Светильник в рабочей зоне нужно дополнить общим освещением — оно должно быть достаточно ярким и равномерным. Если детская небольшая, достаточно люстры на потолке в центре, если детская просторная — центральную люстру стоит дополнить встроенными потолочными светильниками или спотами.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved