ГБОУ "Специализированная школа №135 г. о. Донецк"

23-11-2025

Петреченко Светлана Васильевна

учитель русского языка и литературы

С.В.Петреченко,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Специализированная школа №135 г.о. Донецк»


СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОСЕТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье рассматриваются возможности нейросети в создании рабочих листов для уроков русского языка и литературы, алгоритмы генерации дидактических материалов, приводятся примеры успешной интеграции нейросети в процесс создания учебных заданий. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности учебного процесса посредством применения передовых технологий, которые улучшают учебную деятельность педагогов и обучающихся. Статья может быть полезной учителям, методистам.
Ключевые слова: нейросети, рабочие листы, цифровизация образования, искусственный интеллект, проектирование заданий, внедрение ИИ в учебный процесс.
Активно внедряются в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Особую значимость приобретают нейросети, позволяющие повысить мотивацию обучающихся.
Поэтому основной целью является изучение возможности нейросети в создании эффективных рабочих листов, выявление преимуществ и недостатков.
Рабочие листы предназначены для самостоятельного изучения, отработки теоретического материала и повторения изученного. Цифровые сервисы GigaChat, RuGPT чат GPTEA способны генерировать разнообразные задания по разным темам, создавать задания различной степени сложности, позволяя проводить индивидуальный подбор упражнений в зависимости от потребностей каждого ребёнка.
Остановимся на характеристиках основных этапов создания рабочих листов с использованием нейросетевых алгоритмов, обсудим наиболее распространённые сценарии их применения и проанализируем преимущества и недостатки таких решений.
Для того чтобы составить рабочий лист, необходимо сделать промпт или запрос, который включает в себя тему, цель, задачи, теоретический материал, отработку практического материала. После ввода запроса начинается генерация материала нейросетью, результатом которого станет сформированный рабочий лист. Этот рабочий лист можно видоизменять, дописывая четкие указания.
Предлагаю вашему вниманию образцы рабочих листов, созданных с применением нейросетевых технологий.
Пример 1: Создание рабочего листа по литературе для учащихся 5-ого класса с помощью чат-бот GPTEA с генеративным искусственным интеллектом.
Используя нейросети, ввожу примерный промпт: «Создай рабочий лист для учащихся 5-ого класса по произведению Н. Гоголя «Заколдованное место», включающий вопросы на знание сюжета, задания на соответствие описания героев из рассказа, на установление последовательности событий:
Вот какой результат получился.
Имя ученика: ____________________ Дата: ______________
Часть 1: Вопросы на знание сюжета
1. Какое место становится центральным в рассказе и почему оно считается заколдованным?
2. Какие события происходят с главным героем по мере его пребывания в заколдованном месте?
3. Какова роль персонажей, встречающихся с главным героем, в развитии сюжета?
4. Каковы основные темы и мотивы, поднимаемые в рассказе через описание заколдованного места?
5. Как заканчивается история, и какой урок можно извлечь из приключений главного героя?
Часть 2:
Задание: Соотнесите описание с соответствующими героями
Герои:
1. Остап
2. Брат Фомы
3. Мать Фомы и Остапа
4. Чумаки
Описание:
А. Этот персонаж известен своей храбростью и готовностью отправиться в опасное место, несмотря на предостережения.
Б. Женщина, которая заботится о своих сыновьях и испытывает тревогу за их безопасность.
В. Группа людей, занимающихся торговлей и перемещающихся по деревням, рассказывающих о странных явлениях.
Г. Персонаж, который проявляет смелость, но также и некоторую наивность, следуя за братом.
Часть 3: Составьте хронологию событий
Ниже приведены события из рассказа Н. Гоголя «Заколдованное место». Поставьте их в правильном порядке, пронумеровав от 1 до 5.
1. Главные герои решают отправиться в заколдованное место, услышав о его легендах.
2. Герои встречают загадочные существа и сталкиваются с волшебными явлениями.
3. Дед Максим рассказывает о своих приключениях и предостерегает Остапа и Фому.
4. Герои испытывают страх и сомнения, когда оказываются в заколдованном месте.
5. Главные герои возвращаются домой, полные впечатлений и новых знаний.
Пример 2: Рабочий лист по русскому языку «Словосочетание. Виды словосочетаний и типы связи в словосочетаниях» (8-ой класс), созданные с помощью нейросети ruGPT.
Промпт или запрос может быть следующим: Ты опытный учитель русского языка. Составь рабочий лист на тему «Словосочетание. Виды словосочетаний и типы связи в словосочетаниях». Введи тестовые задания, используя задания на соответствие понятий, множественный и одиночный выбор ответа. Подбери распределительный диктант на разграничение простых и сложных словосочетаний. Составь задания на разграничение именных, глагольных, наречных, количественных, местоименных; определительных дополнительных, обстоятельственных словосочетаний. Подбери задание на разграничение типов связи: управления, примыкания, согласования. Маркеры все пропиши русскими буквами.
Вот какой результат получился.
Определение понятий
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух или более слов, связанная по смыслу и грамматически. Словосочетания делятся на простые и сложные, а также на виды в зависимости от главного слова.
Виды словосочетаний:
1. Именные (чёрный костюм)
2. Глагольные (идти легко)
3. Наречные (очень хорошо)
4. Количественные (три яблока)
5. Местоименные (каждый из нас)
6. Определительные (книга в тонком переплёте)
7. Дополнительные (читать письмо)
8. Обстоятельственные (сесть за стол)
Типы связи в словосочетаниях:
1. Согласование (умные глаза)
2. Управление (мечтать о будущем)
3. Примыкание (вернуться домой)
II. Задания
Задание 1. Найди соответствия
Сопоставь виды словосочетаний с их примерами:
Виды словосочетаний Примеры
1. Именные A. читать текст
2. Глагольные Б. кто-то их родителей
3. Наречные В. мечтать о ломе
4. Количественные Г. шесть диванов
5. Местоименные Д. очень медленно
6. Определительные Е. квартира просторная
7. Дополнительные Ж. сидеть по деревьям
8. Обстоятельственные З. отдыхать на море
Задание 2. Выбор ответа (одиночный)
В каком словосочетании тип связи управление?
- A. Смотрю фильм
- Б. Очень гибкий
- В. Дом с мансардой
- Г. Чересчур весёлый
Задание 3. Выбор ответов (множественный)
Выберите все правильные примеры словосочетаний, относящихся к наречным:
- A. Очень элегантно
- Б. Работать охотно
- В. Ловить на лету
- Г. Красивый пейзаж
Задание 4. Распределительный диктант
Распредели слова по колонкам в зависимости от типов cвязи в словосочетаниях:
Словосочетания Управление Согласование Примыкание
длинный участок
побеждает себя
зелёный лист
писать письмо
лёгкое движение
заботиться о маме
чтение новой книги
низкие кустарники
поздравлять подругу
интересный сюжет
Задание 4. Выберите сложные словосочетания из предложенных вариантов:
1. а) услышали множество шуток
б) поезд от Москвы до Владивостока
в) ученики 8-ого класса
г) ответил на часть вопросов
д) пять маленьких котят
Применение нейросетевых технологий помогает учителям быстро и эффективно планировать свою работу, даёт детям доступ к материалам нового поколения, которые соответствуют индивидуальным потребностям и предпочтениям. Только сочетание цифровых инструментов и опыта квалифицированных педагогов способно повысить качество знаний.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved