ГБОУ СОШ 451

29-09-2025

Белых Александра Николаевна

учитель

Изучаем историю родного края на мастер-классе изготовление игрушки «Берегиня»

В 2025 учебном году был ввели новый предмет «История Родного края» в рамках курса истории. Тема не новая, но учитель сталкивается с проблемой, как освоить ее в рамках ФГОС. Согласно стандартам дети должны сами добывать знания, обозначать проблему и искать информацию.
Возникает вопрос; как учащимся 5 -го класса самостоятельно искать информацию по истории или Истрии Родного края.
В современном образовании очень актуально заинтересовать детей, это сложно достичь так как они, в основном визуалы: смотрят на экран мобильного телефона, воспринимают текст и монолог учителя. Поэтому нужно найти альтернативу классическому уроку, такой альтернативой может стать мастер-класс «Игрушка оберег»
Так можно использовать и визуализацию, и тактильные ощущения для более наглядной передачи информации и запоминания темы.
В рамках урока можно провести мастер-класс по изготовлению простой, и доступной игрушки в древних традициях. В классе можно работать как в группах, так и индивидуально.
Описание: данный мастер класс предназначен для учителей истории, технологии, изо; преподавателей дополнительного образования; родителей; мастеров и для рукодельниц.
Предназначение: «Куклотерапия», «Артерапия», «Знакомство с историей Родного края»
Цель: Изготовить традиционную народную куклу «Берегиня», изучить традиции, историю и особенности малой родины
Задачи:
1. Сформировать представление о народной традиционной кукле «Берегиня»;
2. Научит изготавливать куклу бесшовным способом;
3. Совершенствовать трудовые навыки при изготовлении куклы (сворачивание, завязывание).
4. Изучить историю, через тактильные и визуальные ощущения.
Материалы:
1. Голова бязь белая – 9х18 см.;
2. Туловище бязь цветная 7 шт. – 9х18 см.;
3. Рукава бязь цветная – 9х 8 см.;
4. Руки бязь белая 2 шт. – 2х2 см.;
5. Платок красный - 9х 9 см.;
6. Ирисовые нитки красного цвета.
Оборудование:
1. Ножницы;
2. Интерактивная доска;
3. Камера для демонстрации работы учителя.
Ход работы


1. Работа начинается с подготовки центральной скрутки. Для этого подготовленную полоску ткани складывают пополам вдоль всей длины и подгибают оба среза отреза к полученной середине. Таким образом, все осыпающиеся срезы окажутся в центре полоски не будут видны ни с какой стороны. Данная скрутка в составе куклы символизирует того человека, которому нужна защита, и для которого этот оберег и делается. Работая над куклой, не нужно никуда спешить, работать нужно размеренно, вдумчиво, с хорошим настроением и пожеланиями всех благ человеку, для которого изготавливается оберег.
2. В ходе занятия учитель демонстрирует работу на экране, дети повторяют движения, и рассказывает историю данной куклы. Каждый ребенок может задавать вопросы по теме урока.
Пример! Игрушка «Северная Берегиня
История этой игрушки очень интересная.
Существует несколько версий происхождения куклы «Северная Берегиня»:
По одной из версий, куклу делали в северных регионах России — отсюда и название.
По другой версии, название — намёк на месторасположение куклы в доме — северный угол избы.
Куклу делали в двух вариантах: со скруткой внутри и без неё:
Первый вариант предназначался для защиты от бед и болезни какого-то члена семьи. Из лоскута от его одежды делали внутреннюю скрутку, а затем слой за слоем обрамляли её лоскутами из одежды остальных членов семьи.

Вывод:
Мастер-класс удачная альтернатива в методах изучения истории родного края, этот урок может быть проведен на последнем занятии, когда внимание детей рассредоточено, в рамках внеурочной деятельности. Данный проект с успехом применялся на уроках 5 и 6 классах

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved