ГБОУ "ШКОЛА № 94 Г.О. ДОНЕЦК"

05-11-2025

Жильцова Ольга Александровна

заместитель директора, учитель технологии


Жильцова Ольга Александровна,
заместитель директора,
учитель технологии
ГБОУ «ШКОЛА № 94
Г.О. ДОНЕЦК»

ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ» КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

Уроки технологии – это не просто обучение ремеслам, а важный этап в профессиональном самоопределении школьников. Учитель выступает в роли наставника, помогая ученикам развивать не только технические навыки, но и личностные качества, необходимые для будущей карьеры. Ключевым является применение разнообразных подходов, которые позволяют учащимся не только изучать теорию, но и активно применять знания на практике. Организация встреч с представителями профессий, экскурсии на предприятия и тематические семинары дают школьникам реальное представление о мире труда и требованиях к специалистам. Это помогает им увидеть, как теоретические знания, полученные на уроках технологии, трансформируются в практические навыки, востребованные в реальной жизни.
На занятиях технологии ученики получают возможность работать с различными материалами, осваивать современные технологии производства и учиться обращаться с инструментами и оборудованием. Важно, чтобы эти уроки не только давали знания, но и пробуждали интерес.
С начальных классов закладываются основы трудолюбия, упорства, командной работы и уважения к труду. Формируются базовые знания о различных видах деятельности, трудовые навыки, самостоятельность и интерес к работе.
В средней и старшей школе ученики получают профессиональные знания и осваивают общие трудовые навыки в таких областях, как деревообработка, шитье и металлообработка.
Для учеников 5-7 классов важно осознать свои интересы и склонности, что является основой для выбора будущей профессии и определения своего места в обществе. Профессиональная деятельность рассматривается как путь к желаемому образу жизни и самореализации.
Ученикам 8-9 классов необходимо предоставлять информацию о востребованных профессиях, карьерных перспективах и принципах выбора профессионального пути. Важно научить их адекватно оценивать свои способности в соответствии с требованиями выбранной специальности, а также оказывать индивидуальную поддержку и консультации для профессионального самоопределения, включая разработку запасных вариантов.
Практические занятия на уроках труда помогают развивать интересы и склонности, которые могут повлиять на выбор будущей профессии. Ученики, проявляющие увлечение точными науками, могут заинтересоваться такими направлениями, как инженерия, строительство или программирование. Творческие личности могут выбрать профессию в области дизайна, архитектуры или ремесел. Уроки труда играют важную роль в выявлении и развитии скрытых талантов. Практическая работа способствует лучшему пониманию собственных возможностей и определению будущей карьеры. В рамках образовательной программы основной школы особое внимание уделяется формированию личностных качеств, особенно в сфере трудового воспитания и помощи ученикам в выборе профессии. В процессе обучения следует использовать учебные материалы, которые содержат информацию о различных профессиях, условиях труда и необходимых профессиональных качествах, что поможет сформировать у обучающихся положительное представление о специалистах и рабочих.
Активное применение заданий, связанных с профессиональной деятельностью (например, анализ ситуаций, небольшие практические задания, проекты, деловые игры), позволяет преподавателю демонстрировать, как знания по предмету применяются в разных сферах и профессиях, таких как инженерия, архитектура, медицина и программирование. Важно, чтобы профессиональный контекст был явно выражен в формулировке учебного задания и становился темой обсуждения, подтверждения или рефлексии на различных этапах занятия после выполнения работы.
Расширение профориентационного аспекта урока и выход за привычные рамки могут быть достигнуты с помощью интерактивных методов, таких как виртуальные экскурсии, видеоинтервью и профориентационные ролики. Также можно приглашать специалистов, наставников и родителей, обладающих профессиональным опытом или представляющих профессиональные династии, чтобы обогатить представления об учебном материале и реальных задачах, решаемых в производстве, науке или культуре, получая информацию из первых уст. Программа по предмету «Труд (технология)» включает профориентационное направление для учащихся с 5 по 9 класс, учитывая их возрастные особенности.
Мы интегрируем профессиональную ориентацию непосредственно в учебный процесс, связывая каждый раздел и тему с реальными профессиями. Так, при изучении технологий обработки текстиля мы подробно разбираем профессии швеи, закройщика и технолога: их рабочие условия, требуемые личные качества, уровень образования и необходимые навыки. Темы конструирования и моделирования одежды естественным образом подводят к обсуждению профессий художника-модельера и конструктора, анализируя их творческую деятельность и пути профессионального развития.
В модуле, посвященном пищевым технологиям, мы акцентируем внимание на значимости и ответственности профессий в сфере общественного питания, подчеркивая их влияние на здоровье потребителей. Мы также исследуем предпринимательские возможности, где успешность зависит не только от профессиональных навыков, но и от организаторских способностей, экономического мышления и целеустремленности.
Эта практико-ориентированная работа охватывает всю учебную программу. Важную роль в выборе профессии играют творческие задания, участие в олимпиадах и конференциях. Самостоятельная работа над проектами, планирование, оценка своих сил, умение работать в команде, а также самоанализ и исправление ошибок – все это способствует осознанному самоопределению, самопознанию и успешной адаптации в обществе.
Профориентационная значимость уроков технологии определяется следующими аспектами:
1. Воспитание ценности труда: Формирование уважения к труду и людям труда, ориентация на выбор профессии и стремление к финансовой независимости.
2. Практическое знакомство с профессиями: Изучение технологий и конкретных трудовых процессов, освоение правил работы и контроля качества, что позволяет ученикам "примерить" на себя различные профессии и оценить свои способности.
3. Развитие через проекты: Участие в полном цикле создания продукта, решение реальных производственных задач, требующих освоения навыков из разных профессиональных областей. В командной работе также развиваются различные социально-профессиональные роли.
Таким образом, уроки технологии играют ключевую роль в профессиональном ориентировании школьников. Они предоставляют уникальную возможность не только для приобретения практических умений и навыков, но и для глубокого понимания собственных склонностей, интересов и талантов. Это, в свою очередь, является фундаментом для принятия взвешенного и осознанного решения о выборе будущей профессиональной траектории. Преподаватель в данном контексте выступает не просто как источник знаний, но и как архитектор образовательной среды, способствующей самореализации и всестороннему развитию индивидуальных качеств каждого ученика.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved