02-06-2025
Аранкулова Валерия Анатольевна
преподаватель ГБПОУ ЯНАО "Муравленковский многопрофильный колледж"
План занятия
Дата Группа
15.05.2025 ЭЛ-24д
Преподаватель: Аранкулова В.А.
Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Дисциплина: ОУП.01 Русский язык
Тема занятия: Функциональные стили русского языка.
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания студентов о функциональных стилях русского языка, разграничить понятия языка художественной литературы и его связи с литературным языком, понятия "разговорная речь" и "устная речь"
Задачи:
-работать с текстом,
-работа с источником информации
-анализировать речевые ситуации
Обучающие:
Повторить и закрепить знания о функциональных стилях русского языка (официально-деловой, научный, публицистический, разговорный, художественный).
Раскрыть специфику и отличительные черты языка художественной литературы.
Показать связь и различие между языком художественной литературы и литературным языком.
Разграничить понятия "разговорная речь" и "устная речь", указать на их особенности и сферы употребления.
Уметь:
Работать с текстом, словарной статьей
Развивающие:
Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять языковые явления.
Развивать навыки работы с текстом, выделять и анализировать языковые средства.
Развивать навыки устной речи, умение аргументированно высказывать свою точку зрения.
Развитие навыков работы с различными текстовыми материалами
Воспитательные:
Повышение интереса к русскому языку и развитие мотивации для его изучения.
Планируемые результаты:
ОК 01, ОК 04, ОК 05, ОК 08
ПК 2.7, ПК 3.4, ПК 5.3, ПК 5.5
ЛР(из программы воспитания ПРб 02, 01,ЛР 1.5,МРк 2.3 ,ОК 04
Общие компетенции:(поиск информации, извлечение информации, систематизация информации, обработка информации, письменная коммуникация, восприятие информации на слух, публичное выступление, компетенция разрешения проблем)
Тип занятия:(обобщение и систематизация знаний и умений, актуализация знаний и умений)
Вид занятия: лекция с элементами практического занятия
Формы организации: (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа
Используемые приемы, методы и элементы пед. технологий:
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, учебная дискуссия, объяснение, лекция, конспектирование, составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме);
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы: выявление необходимой информации в учебном материале, ее анализ, работа с демонстрационным материалом: схемами и таблицами);
- методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
- методы оценки и контроля (приемы: понятийный опрос, творческие задания, тематическое тестирование, самопроверка).
При подготовке и проведении учебных занятий предполагается применять такие педагогические технологии как педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная технология, предметно-ориентированная технология, технология коллективного способа обучения.
Задействованы и современные компьютерные технологии: мультимедийный комплекс, электронные учебники и энциклопедии, современные образовательные Интернет-ресурсы, что позволяет провести урок-кинофильм, урок с использованием видеофрагментов, урок-презентация.
Междисциплинарные связи:
культура речи, литература, кинематография, социология
Оснащение занятия:
ПК, проектор, доска, раздаточный материал с текстами для анализа (примеры текстов разных функциональных стилей, отрывки из художественных произведений разных авторов, примеры разговорной и устной речи)
Дидактические средства обучения: учебные книги, наглядные пособия (таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты), информационные материалы (кинофильмы, видеофильмы, видеозаписи), программно-методическое обеспечение (электронные учебники и пособия, тесты, программы), специальное оборудование (тренажеры), дидактические материалы (карточки-задания, ситуационные задачи, индивидуальные карточки)
Технические средства обучения (ТСО):
ПК, проектор
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие студентов, проверка готовности к занятию.
II. Мотивация и целеполагание.
Просмотр фрагмента «Почему мы так говорим?»
Комментирование:
Почему произошло недопонимание между участниками речевой ситуации?
Что вызвало комичность?
(ответы студентов)
Язык-знаковая система, поэтому важно в ситуации общения совпадение языковых кодов для достижения понимания текстов. В разных ситуациях общения наша речь может отличаться, в зависимости от того, какой цели мы хотим достигнуть.
Иными словами, для определенной ситуации общения мы подбираем определенное одеяние, стиль.
«Стиль речи (язык)-одежда мыслей» (Сэмюэль Джонс, английский литературный критик)
(формулирование темы, цели занятия совместно со студентами)
Тема нашего сегодняшнего занятия «Функциональные стили речи».
Запись темы и числа в тетрадь.
Таким образом, цель нашего занятия-повторить и обобщить знания о функциональных стилях русского языка, вспомнить особенности каждого стиля, научиться различать тексты разных стилей на основе их стилевых особенностей.
Какие задачи поставим себе:(ответы студентов)
Работать с текстом
Создавать и анализировать речевые ситуации
Обсуждать вопросы по теме занятия
Проблемные вопросы:
Для чего необходимо знание функциональных стилей речи?
Пригодится ли знание сегодняшней темы в жизни и профессиональной деятельности?
Есть ли в лингвистике (науке о языке) специальный раздел, посвященный изучению стилей?
III. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
Аспекты речи
Какие аспекты существуют?
Что важно для каждого аспекта и какова суть? (краткие ответы)
В чем особенность этического аспекта культуры речи?
Одним из важнейших аспектов речи является этический аспект, для его обеспечения мы подбираем необходимые средства языка для создания текстов, устных и письменных, соответствующих определенным ситуациям.
Следовательно, именно этический аспект наиболее тесно связан с нашей сегодняшней темой занятия.
IV. Основная часть
Обратимся к названию темы. В основе темы лежит ключевое словосочетание. Выпишем его в тетрадь.
Словарная работа:
Функциональные стили
Работа со словарями: функциональный стиль (ссылка на словари на слайде)
Функция, функционировать, стиль, стилевой
Сформулируем понятие на основе словарных статей.
Что такое функциональный стиль языка?
Запись определения в рабочий лист
Какие функциональные стили русского языка вы знаете в зависимости от коммуникативной (речевой ситуации)?
работа с рабочим листом
Разделение на группы.
Работа в группах (с использованием учебника).
Задания для групп: Назовите основные признаки каждого стиля (сфера употребления, цель, языковые особенности, жанры).
От каждой группы выступает 1 докладчик.
Фиксирование записей по каждому стилю в рабочий лист в таблицу.
Задание: определить стиль текста, аргументировать свой ответ.
Комментирование и совместный анализ ответов.
Выводы и рефлексия:
Все получилось? (плюс или минус)
Сложное задание? (по шкале от 1-5)
Сколько функциональных стилей в русском языке?
Все стили функционируют в письменной форме?
Литературный язык и язык художественной литературы это одно и то же?
Как определить, какой стиль подобрать для составления текста?
Разговорная речь и устная речь это одно и то же?
Всеми вопросами стилей речи занимается раздел науки о языке, сравнительно молодой, -стилистика.
Запись в рабочем листе определения
IV. Практическая часть:
Конечно, стили речи охватывают все сферы нашей жизни, так как человек-существо социальное и ему жизненно необходимо общение. Неслучайно, одним из самых страшных наказаний является лишение человека общения-например, заключение в одиночную камеру тюрьмы. А известный герой романа Д.Дефо, попав на необитаемый остров, тоже находит себе собеседника-туземца Пятницу и учит своей речи.
Для современного человека чрезвычайно важно уметь формулировать свои мысли в соответствие с жизненными ситуациями, ситуациями общения.
Задание 2. Составить текст в соответствии с заданием на основе речевой ситуации:
1. Студенту группы Эл-24д нужно уехать за пределы города на свадьбу близкого родственника 25 мая 2025 года. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) в нужном жанре подходящего стиля.
2. На остановке встретились два одноклассника спустя 10 лет после окончания школы, у них завязался разговор. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) в нужном жанре подходящего стиля.
3. Студенты группы прошли в финал конкурса «Большая перемена» и были направлены для прохождения финальных испытаний в Сочи. Расскажите о своих впечатлениях от мероприятия и участия в конкурсе. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) в нужном жанре подходящего стиля.
4. Студенты Эл-24д совместно с преподавателем проводили электродинамические испытания, в ходе которых сделали определенные выводы. Зафиксируйте полученный результат. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) текст в нужном жанре подходящего стиля.
5. У студентки появилась идея написания истории жизни своих прадедов, трагически пожертвовавших жизнями на фронте во время Великой Отечественной войны. Составьте небольшой текст (5-7 предложений) в нужном жанре подходящего стиля.
Прослушивание и комментирование полученных текстов. Устное оценивание другими группами.
Выводы и рефлексия:
Функциональный стиль и средства языка выбираются в соответствии с речевой ситуацией.
Задание 3. Создайте мем на тему функциональных стилей речи. Мем должен быть забавным и наглядно демонстрировать особенности одного или нескольких стилей.
Критерии: Оригинальность, юмор, соответствие теме, понятность.
Рефлексия: При выполнении заданий
Я узнал, что…
Мне стало понятно, что…
Меня удивило, что…
Я поразился тому, что…
Мне показалось интересным, что…
Оцените себя по шкале от 1 до 5 по сложности выполнения.
V. Закрепление материала и проверка знаний
Тест (в форме пликерсов).
Вопросы: 1. Сколько выделяют основны
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}